Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Обзор российского законодательства за 30.3.2005
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Пока - не меньше минимума
По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, при средней по городу заработной плате в декабре 2005 года 10888 рублей...

Юридические услуги

Сил одного государства не хватит

Заместитель директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России Александр Федоров основной задачей считает противодействие нарко — преступности и сопутствующим явлениям, например легализации средств, полученных от реализации наркотиков, коррупции, связанной с наркобизнесом, борьбе с организованной преступностью и т. д.

— Насколько серьезна ситуация?

— По последним данным ООН, приведенным во Всемирном докладе о наркотиках за 2005 год, сейчас в мире насчитывается уже около 200 млн потребителей наркотиков, что составляет, по подсчетам экспертов, примерно 5% населения планеты в возрасте от 14 до 64 лет. Цифры страшные. Аналогичный показатель прошлого, 2004 года, существенно ниже: 185 млн то есть за год показатель увеличился на 15 млн человек .

— Эта общемировая тенденция, естественно, нашла отражение в нашей стране…

— По последним данным, приведенным в федеральной целевой программе на 2005—2009 годы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту» , в России насчитывается около 6 млн человек, имеющих опыт потребления наркотических средств. Между тем известно, что всего в нашей стране проживает примерно 143,5 млн человек. То есть почти 4% (около 6 млн человек) российских граждан имеют наркотический опыт. Естественно, картина такой была не всегда. В целевой программе на 2002—2004 годы можно увидеть такие цифры: с 1995 по 2000 год количество людей, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, увеличилось в 20 раз, и превысило 3 млн человек. А за последующие годы произошло почти двукратное увеличение. Такое развитие событий не могло оставаться без внимания. Встал вопрос о выработке новой антинаркотической политики, о мерах противодействия наркоугрозе. Одной из таких мер стало создание с июля 2003 года Федеральной службы, численностью около 40 тысяч человек. Причем непосредственно оперативной и следственной работой занимается определенное количество людей. По сложившейся практике и имеющимся нормативам на одного оперативного работника и следователя приходится 2 человека, непосредственно не связанных с этой работой, но ее обеспечивающих.

— Вероятно, эта работа не может быть ограничена усилиями только одной профильной службы?

— Естественно, организационных мер в нашей работе явно недостаточно. Требуются и законодательные решения. Примером могут служить изменения, которые внесены в Уголовный кодекс РФ в части установления ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами. Проще говоря, было принято решение об установлении ответственности за любые действия, связанные со сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Сейчас в нашей стране любой сбыт уголовно наказуем. В то же время было принято решение об установлении уголовной ответственности за их хранение без цели сбыта только в том случае, если такое хранение осуществляется в крупном размере, а крупный размер, в свою очередь, определен соответствующим постановлением правительства. Это решение позволило разграничить ответственность потребителей наркотических средств и их распространителей, сбытчиков. В результате произошла определенная декриминализация ряда деяний. Если прежде складывалась практика, когда органы внутренних дел в основном привлекали к уголовной ответственности потребителей за хранение наркотиков, то после изменения законодательства ситуация изменилась. Сейчас к ответственности, как правило, привлекаются наркоторговцы за действия, связанные со сбытом наркотиков; за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также за преступления, совершаемые преступными группами.

— Год подошел к концу, что можно сказать о реальных результатах работы?

— В прошлом году было выявлено около 150 тысяч преступлений. За 11 месяцев этого года на счету правоохранительных органов в целом более 160 тысяч преступлений. В основном это те, что связаны со сбытом, или совершаемые преступными группами — тяжкие и особо тяжкие. В этом году изъято более 150 тонн наркотических средств. Только силами службы на территории России ликвидировано более 2,5 тысячи наркопритонов (речь идет о местах массового потребления наркотиков).

— На что рассчитывать в будущем?

Целевая программа предусматривает снижение в течение ближайших пяти лет количества наркозависимых на 1 млн 200 тысяч человек. Этого можно и нужно добиваться не только правоохранительными методами. Ошибочно мнение, что силовое ведомство может только хватать и сажать. Действительно, правоохранительная составляющая велика, но если бороться только со сбытом, а на спрос не обращать внимания, картина останется прежней. Известно, что спрос рождает предложение. Поэтому у нас созданы специальные подразделения, которые организуют профилактическую работу, не позволяющую приобщать к наркотикам новых людей. Шестнадцати различным российским министерствам и ведомствам отпущены средства на профилактику, и, кроме того, вскоре возобновит свою деятельность правительственная комиссия, которая существовала в России на протяжении многих лет (ее деятельность была приостановлена на время административной реформы).

— Вероятно, при профилактике и лечении не обойтись без усилий медиков?

Говорить о положительном эффекте существующих медицинских программ, связанных с лечением наркозависимых, увы, пока не приходится. Лечение у нас только добровольное. Активнее, чем когда-либо, сейчас дискутируется вопрос о восстановлении принудительного лечения. Будет ли принято такое решение, неизвестно. Слишком многие вопросы остаются открытыми. Насколько может быть эффективным такое лечение и последующая реабилитация? Сколько на это потребуется финансов, и не уйдут ли деньги впустую, ведь наркоман чаще всего возвращается в привычную среду? В любом случае, очевидно: формальный подход к лечению ничего не даст.

— То, что случилось в нашей стране, — отражение общемировых процессов. Значит ли это, что бороться с наркоагрессией силами одного государства невозможно?

— Практически весь героин и большинство опиатов имеют зарубежное происхождение. Мы даже знаем точный адрес. Наркотики преимущественно поступают из Афганистана, через территории сопредельных государств. Абсолютное большинство синтетических наркотиков также изготовлены не в нашей стране. Свой отрицательный вклад вносит и Средняя Азия (как теперь принято говорить, Центрально-Азиатские республики). Всем известна, например, Чуйская долина. Поэтому требуется объединение усилий разных государств. Причем тенденция такова, что в мировом обороте увеличивается доля синтетических наркотиков.

— Что происходит на Северо-Западе?

— Я бы не сказал, что в Северо-Западном округе сложилась критическая ситуация. Если взять героиновую проблему, то намного более крупные изъятия происходили в других регионах, и героиновых наркоманов там больше. В то же время Петербург — лидер по количеству изымаемых из незаконного оборота синтетических наркотиков. Близость к Европе — основному производителю синтетики, поступающей на территорию России, во многом объясняет их распространенность в этом мегаполисе. Если говорить о кокаине, самые крупные изъятия происходили на Северо-Западе, так как кокаин поступает из Латинской Америки, как правило, морским путем, на судах - банановозах, которые приходят в петербургский порт.

— Существуют ли международные конвенции, на которые в деле противодействия нарко-агрессии ориентируется Россия?

— Давно действуют Международные универсальные антинаркотические конвенции. Еще в 1961 году была принята Конвенция о наркотических средствах; в 1971 году — о психотропных веществах ; в 1988 году — о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. На основе этих документов созданы соответствующие международные институты. Например, Международный комитет по контролю над наркотиками или Управление по наркотикам и преступности. Мы активно взаимодействуем с этими структурами. На основе антинаркотических конвенций производится реформа совершенствования национальных законодательств, что позволяет использовать единую терминологию, единые подходы к проблемам, связанным с противодействием наркомании. Помимо международных конвенций, действует принятый Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ в 1996 году модельный закон «О противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ». Все это позволяет действовать сообща. Одним из примеров международного сотрудничества можно считать операцию «Канал», которая проводится ежегодно. На днях была завершена операция «Канал-2005»… В общем проблему можно решить только всем миром.


Другие юридические статьи:
Алкоголю придумают единый орган
Правительство рассмотрит вопрос о создании единого управляющего и контролирующего органа федеральной исполнительной власти в области производства и оборота алкогольной прод...

На "однодневки" началась охота
В России выявлено около 1,3 млн зарегистрированных компаний, которые не ведут никакой деятельности, заявил замминистра РФ по налогам и сборам Михаил Мишустин. ...

Автопарки "разгрузили"
СПб. Чиновники решили стимулировать владельцев автотранспортных предприятий к обновлению парка. Вчера на заседании правительства были одобрены ста...

Совет федерации одобрил изменения к закону о госрегулировании энерготарифов.
Совет Федерации одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулирован...

Обзор российского законодательства за 30.3.2005
С 1 апреля 2005 года начинается призыв граждан Российской Федерации на военную службу В соответствии с Указом Президента РФ от 28 марта 2005 года N 357 с 1 апреля по...

Заместитель директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России Александр Федоров основной задачей считает противодействие нарко — преступности и сопутствующим явлениям, например легализации средств, полученных от реализации наркотиков, коррупции, связанной с наркобизнесом, борьбе с организованной преступностью и т. д.

— Насколько серьезна ситуация?

— По последним данным ООН, приведенным во Всемирном докладе о наркотиках за 2005 год, сейчас в мире насчитывается уже около 200 млн потребителей наркотиков, что составляет, по подсчетам экспертов, примерно 5% населения планеты в возрасте от 14 до 64 лет. Цифры страшные. Аналогичный показатель прошлого, 2004 года, существенно ниже: 185 млн то есть за год показатель увеличился на 15 млн человек .

— Эта общемировая тенденция, естественно, нашла отражение в нашей стране…

— По последним данным, приведенным в федеральной целевой программе на 2005—2009 годы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту» , в России насчитывается около 6 млн человек, имеющих опыт потребления наркотических средств. Между тем известно, что всего в нашей стране проживает примерно 143,5 млн человек. То есть почти 4% (около 6 млн человек) российских граждан имеют наркотический опыт. Естественно, картина такой была не всегда. В целевой программе на 2002—2004 годы можно увидеть такие цифры: с 1995 по 2000 год количество людей, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, увеличилось в 20 раз, и превысило 3 млн человек. А за последующие годы произошло почти двукратное увеличение. Такое развитие событий не могло оставаться без внимания. Встал вопрос о выработке новой антинаркотической политики, о мерах противодействия наркоугрозе. Одной из таких мер стало создание с июля 2003 года Федеральной службы, численностью около 40 тысяч человек. Причем непосредственно оперативной и следственной работой занимается определенное количество людей. По сложившейся практике и имеющимся нормативам на одного оперативного работника и следователя приходится 2 человека, непосредственно не связанных с этой работой, но ее обеспечивающих.

— Вероятно, эта работа не может быть ограничена усилиями только одной профильной службы?

— Естественно, организационных мер в нашей работе явно недостаточно. Требуются и законодательные решения. Примером могут служить изменения, которые внесены в Уголовный кодекс РФ в части установления ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами. Проще говоря, было принято решение об установлении ответственности за любые действия, связанные со сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Сейчас в нашей стране любой сбыт уголовно наказуем. В то же время было принято решение об установлении уголовной ответственности за их хранение без цели сбыта только в том случае, если такое хранение осуществляется в крупном размере, а крупный размер, в свою очередь, определен соответствующим постановлением правительства. Это решение позволило разграничить ответственность потребителей наркотических средств и их распространителей, сбытчиков. В результате произошла определенная декриминализация ряда деяний. Если прежде складывалась практика, когда органы внутренних дел в основном привлекали к уголовной ответственности потребителей за хранение наркотиков, то после изменения законодательства ситуация изменилась. Сейчас к ответственности, как правило, привлекаются наркоторговцы за действия, связанные со сбытом наркотиков; за совершение тяжких и особо тяжких преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также за преступления, совершаемые преступными группами.

— Год подошел к концу, что можно сказать о реальных результатах работы?

— В прошлом году было выявлено около 150 тысяч преступлений. За 11 месяцев этого года на счету правоохранительных органов в целом более 160 тысяч преступлений. В основном это те, что связаны со сбытом, или совершаемые преступными группами — тяжкие и особо тяжкие. В этом году изъято более 150 тонн наркотических средств. Только силами службы на территории России ликвидировано более 2,5 тысячи наркопритонов (речь идет о местах массового потребления наркотиков).

— На что рассчитывать в будущем?

Целевая программа предусматривает снижение в течение ближайших пяти лет количества наркозависимых на 1 млн 200 тысяч человек. Этого можно и нужно добиваться не только правоохранительными методами. Ошибочно мнение, что силовое ведомство может только хватать и сажать. Действительно, правоохранительная составляющая велика, но если бороться только со сбытом, а на спрос не обращать внимания, картина останется прежней. Известно, что спрос рождает предложение. Поэтому у нас созданы специальные подразделения, которые организуют профилактическую работу, не позволяющую приобщать к наркотикам новых людей. Шестнадцати различным российским министерствам и ведомствам отпущены средства на профилактику, и, кроме того, вскоре возобновит свою деятельность правительственная комиссия, которая существовала в России на протяжении многих лет (ее деятельность была приостановлена на время административной реформы).

— Вероятно, при профилактике и лечении не обойтись без усилий медиков?

Говорить о положительном эффекте существующих медицинских программ, связанных с лечением наркозависимых, увы, пока не приходится. Лечение у нас только добровольное. Активнее, чем когда-либо, сейчас дискутируется вопрос о восстановлении принудительного лечения. Будет ли принято такое решение, неизвестно. Слишком многие вопросы остаются открытыми. Насколько может быть эффективным такое лечение и последующая реабилитация? Сколько на это потребуется финансов, и не уйдут ли деньги впустую, ведь наркоман чаще всего возвращается в привычную среду? В любом случае, очевидно: формальный подход к лечению ничего не даст.

— То, что случилось в нашей стране, — отражение общемировых процессов. Значит ли это, что бороться с наркоагрессией силами одного государства невозможно?

— Практически весь героин и большинство опиатов имеют зарубежное происхождение. Мы даже знаем точный адрес. Наркотики преимущественно поступают из Афганистана, через территории сопредельных государств. Абсолютное большинство синтетических наркотиков также изготовлены не в нашей стране. Свой отрицательный вклад вносит и Средняя Азия (как теперь принято говорить, Центрально-Азиатские республики). Всем известна, например, Чуйская долина. Поэтому требуется объединение усилий разных государств. Причем тенденция такова, что в мировом обороте увеличивается доля синтетических наркотиков.

— Что происходит на Северо-Западе?

— Я бы не сказал, что в Северо-Западном округе сложилась критическая ситуация. Если взять героиновую проблему, то намного более крупные изъятия происходили в других регионах, и героиновых наркоманов там больше. В то же время Петербург — лидер по количеству изымаемых из незаконного оборота синтетических наркотиков. Близость к Европе — основному производителю синтетики, поступающей на территорию России, во многом объясняет их распространенность в этом мегаполисе. Если говорить о кокаине, самые крупные изъятия происходили на Северо-Западе, так как кокаин поступает из Латинской Америки, как правило, морским путем, на судах - банановозах, которые приходят в петербургский порт.

— Существуют ли международные конвенции, на которые в деле противодействия нарко-агрессии ориентируется Россия?

— Давно действуют Международные универсальные антинаркотические конвенции. Еще в 1961 году была принята Конвенция о наркотических средствах; в 1971 году — о психотропных веществах ; в 1988 году — о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. На основе этих документов созданы соответствующие международные институты. Например, Международный комитет по контролю над наркотиками или Управление по наркотикам и преступности. Мы активно взаимодействуем с этими структурами. На основе антинаркотических конвенций производится реформа совершенствования национальных законодательств, что позволяет использовать единую терминологию, единые подходы к проблемам, связанным с противодействием наркомании. Помимо международных конвенций, действует принятый Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ в 1996 году модельный закон «О противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ». Все это позволяет действовать сообща. Одним из примеров международного сотрудничества можно считать операцию «Канал», которая проводится ежегодно. На днях была завершена операция «Канал-2005»… В общем проблему можно решить только всем миром.


Другие юридические статьи:
Алкоголю придумают единый орган
Правительство рассмотрит вопрос о создании единого управляющего и контролирующего органа федеральной исполнительной власти в области производства и оборота алкогольной прод...

На "однодневки" началась охота
В России выявлено около 1,3 млн зарегистрированных компаний, которые не ведут никакой деятельности, заявил замминистра РФ по налогам и сборам Михаил Мишустин. ...

Автопарки "разгрузили"
СПб. Чиновники решили стимулировать владельцев автотранспортных предприятий к обновлению парка. Вчера на заседании правительства были одобрены ста...

Совет федерации одобрил изменения к закону о госрегулировании энерготарифов.
Совет Федерации одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулирован...

Обзор российского законодательства за 30.3.2005
С 1 апреля 2005 года начинается призыв граждан Российской Федерации на военную службу В соответствии с Указом Президента РФ от 28 марта 2005 года N 357 с 1 апреля по...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования