Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Как не потерять на ндс при передаче имущества для собственных нужд
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Детский труд исследовали
Россия готова к ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) №182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". ...

Юридические услуги

Стоимость амортизируемого имущества

Как определить стоимость амортизируемого имущества (для целей налогообложения), приобретенного до введения в действие 25 главы Налогового кодекса РФ ?

Многие организации в периоды, предшествующие введению в действие главы 25 Налогового кодекса РФ, производили переоценку основных средств, в результате чего изменялась их стоимость. Именно в отношении вопроса, учитывать или не учитывать результаты таких переоценок (а если учитывать, то в каком объеме), содержание главы 25 НК РФ неоднократно изменялось. Особую актуальность ситуации придает то, что в последнее время арбитражные суды выносят противоречащие друг другу судебные акты.

Первоначальная редакция ст. 257 Налогового кодекса РФ

Статья 257 НК РФ была введена в действие с 01.01.2002 г. и регулировала порядок определения стоимости амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль. В ней было установлено, что первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. С этой стоимости налогоплательщикам надлежало исчислять амортизацию, принимаемую для целей обложения налогом на прибыль. Однако, по какой стоимости принимать к налоговому учету уже существующие основные средства, данная статья не указывала.

При этом в ст. 322 НК РФ, регулирующей особенности налогового учета амортизируемого имущества, было указано, что по амортизируемому имуществу, числящемуся на балансе налогоплательщика и введенному в эксплуатацию до введения в действие главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), первоначальная (восстановительная) стоимость определяется исходя из данных о первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 г.

Исходя из правил бухгалтерского учета, организация могла не чаще 1 раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости. Результаты произведенной переоценки принимались при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г. ).

Таким образом, согласно первоначальной редакции главы 25 НК РФ основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2002 г., принимаются в целях налогового учета по стоимости, определяемой исходя из данных бухгалтерского учета, а именно по первоначальной (восстановительной, то есть с учетом переоценок) стоимости по состоянию на 01.01.2002 г.

Изменения, внесенные Законом 57-ФЗ

Однако по истечении 5 месяцев применения первоначальной редакции главы 25 НК РФ законодатель решил урегулировать положения двух статей - 257 и 322 НК РФ.

Федеральным законом 57-ФЗ от 29.05.2002 г. была уточнена ст. 257 НК РФ, в которую были добавлены положения о том, что восстановительная стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления в силу 25 главы.

После введения данной редакции ст. 257 НК РФ у налогоплательщика сохранялось право исчислять амортизацию со стоимости основных средств с учетом произведенной переоценки на 01.01.2002 г. (при этом сумма переоценки принималась в полном объеме). Никаких ограничений на сумму переоценки и, следовательно, амортизации НК РФ также не устанавливал.

Указанные положения Федерального закона 57-ФЗ от 29.05.2002 г. были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им была придана обратная сила.

Изменения, внесенные Законом 110-ФЗ

Впоследствии в связи с тем, что многие организации воспользовались своим подтвержденным правом и уменьшили налогооблагаемую прибыль на суммы увеличенной амортизации, Федеральным законом 110-ФЗ от 24.07.2002 г. в ст. 257 НК РФ были внесены изменения, направленные на уменьшение этого права налогоплательщиков.

Согласно новым изменениям при расчете амортизации основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г., налогоплательщики имели право учитывать в их стоимости не всю сумму проведенной на 01.01.2002 г. переоценки, а только 30%, что, несомненно, увеличило налоговое бремя по сравнению с теми положениями, которые существовали ранее.

Действие указанных положений Закона 110-ФЗ были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им также была придана обратная сила.

Таким образом, законодатель в течение одного налогового периода (календарного года) трижды менял нормы закона, что, несомненно, должно было привести к серьезным финансовым потерям налогоплательщиков (налогоплательщику необходимо было пересчитать уже уплаченный налог на прибыль за I и II кварталы 2002 г., доплатить сумму налога в бюджеты, а также заплатить пени).

Какой закон применять?

Вместе с тем основные начала (принципы) налогового законодательства, исходя из необходимости предсказуемости налоговых обязанностей, защищают налогоплательщиков от таких изменений.

По общему правилу, установленному ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (то есть применительно к рассматриваемым нормам Закона 110-ФЗ - с 01.01.2003 г.). При этом придание обратной силы закону происходит после вступления акта о налогах в законную силу.

Согласно положениям ст. 5 НК РФ безусловную обратную силу имеют только акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В то же время акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Вера Лисун, руководитель департамента аудиторских услуг ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Алексей Мельников, юрисконсульт ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Полный комментарий см. на dp.ru


Другие юридические статьи:
В горсуде началось рассмотрение иска против повышения квартплаты
Состоялось первое заседание по рассмотрению иска, поданного группой петербуржцев против повышения в июле-августе квартплаты. ...

Зеленый свет мигрантам
Амнистия нелегальных мигрантов из стран СНГ, которую Федеральная миграционная служба России предлагает провести в 2006 году, предполагает в первую оч...

Кому тсж товарищ? товарищества собственников жилья зачастую превращаются в бюрократическую надстройку
Купила барышня квартирку в новом (три года как построен) доме. Вид из окон великолепный, парковая зона, близко к дому старенького отца, за которым то...

О применении критериев обоснованности налоговых расходов
"Нормативные акты для бухгалтера" /   Эксперт “НА” Е.А. Устьянцев Письмо Министерства финансов РФ от 06.05.2...

Как не потерять на ндс при передаче имущества для собственных нужд
Опубликовано:Газета "Учет, налоги, право" № 8 4-10 марта 2003 года ...

Как определить стоимость амортизируемого имущества (для целей налогообложения), приобретенного до введения в действие 25 главы Налогового кодекса РФ ?

Многие организации в периоды, предшествующие введению в действие главы 25 Налогового кодекса РФ, производили переоценку основных средств, в результате чего изменялась их стоимость. Именно в отношении вопроса, учитывать или не учитывать результаты таких переоценок (а если учитывать, то в каком объеме), содержание главы 25 НК РФ неоднократно изменялось. Особую актуальность ситуации придает то, что в последнее время арбитражные суды выносят противоречащие друг другу судебные акты.

Первоначальная редакция ст. 257 Налогового кодекса РФ

Статья 257 НК РФ была введена в действие с 01.01.2002 г. и регулировала порядок определения стоимости амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль. В ней было установлено, что первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. С этой стоимости налогоплательщикам надлежало исчислять амортизацию, принимаемую для целей обложения налогом на прибыль. Однако, по какой стоимости принимать к налоговому учету уже существующие основные средства, данная статья не указывала.

При этом в ст. 322 НК РФ, регулирующей особенности налогового учета амортизируемого имущества, было указано, что по амортизируемому имуществу, числящемуся на балансе налогоплательщика и введенному в эксплуатацию до введения в действие главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), первоначальная (восстановительная) стоимость определяется исходя из данных о первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 г.

Исходя из правил бухгалтерского учета, организация могла не чаще 1 раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости. Результаты произведенной переоценки принимались при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г. ).

Таким образом, согласно первоначальной редакции главы 25 НК РФ основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2002 г., принимаются в целях налогового учета по стоимости, определяемой исходя из данных бухгалтерского учета, а именно по первоначальной (восстановительной, то есть с учетом переоценок) стоимости по состоянию на 01.01.2002 г.

Изменения, внесенные Законом 57-ФЗ

Однако по истечении 5 месяцев применения первоначальной редакции главы 25 НК РФ законодатель решил урегулировать положения двух статей - 257 и 322 НК РФ.

Федеральным законом 57-ФЗ от 29.05.2002 г. была уточнена ст. 257 НК РФ, в которую были добавлены положения о том, что восстановительная стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления в силу 25 главы.

После введения данной редакции ст. 257 НК РФ у налогоплательщика сохранялось право исчислять амортизацию со стоимости основных средств с учетом произведенной переоценки на 01.01.2002 г. (при этом сумма переоценки принималась в полном объеме). Никаких ограничений на сумму переоценки и, следовательно, амортизации НК РФ также не устанавливал.

Указанные положения Федерального закона 57-ФЗ от 29.05.2002 г. были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им была придана обратная сила.

Изменения, внесенные Законом 110-ФЗ

Впоследствии в связи с тем, что многие организации воспользовались своим подтвержденным правом и уменьшили налогооблагаемую прибыль на суммы увеличенной амортизации, Федеральным законом 110-ФЗ от 24.07.2002 г. в ст. 257 НК РФ были внесены изменения, направленные на уменьшение этого права налогоплательщиков.

Согласно новым изменениям при расчете амортизации основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г., налогоплательщики имели право учитывать в их стоимости не всю сумму проведенной на 01.01.2002 г. переоценки, а только 30%, что, несомненно, увеличило налоговое бремя по сравнению с теми положениями, которые существовали ранее.

Действие указанных положений Закона 110-ФЗ были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им также была придана обратная сила.

Таким образом, законодатель в течение одного налогового периода (календарного года) трижды менял нормы закона, что, несомненно, должно было привести к серьезным финансовым потерям налогоплательщиков (налогоплательщику необходимо было пересчитать уже уплаченный налог на прибыль за I и II кварталы 2002 г., доплатить сумму налога в бюджеты, а также заплатить пени).

Какой закон применять?

Вместе с тем основные начала (принципы) налогового законодательства, исходя из необходимости предсказуемости налоговых обязанностей, защищают налогоплательщиков от таких изменений.

По общему правилу, установленному ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (то есть применительно к рассматриваемым нормам Закона 110-ФЗ - с 01.01.2003 г.). При этом придание обратной силы закону происходит после вступления акта о налогах в законную силу.

Согласно положениям ст. 5 НК РФ безусловную обратную силу имеют только акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В то же время акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Вера Лисун, руководитель департамента аудиторских услуг ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Алексей Мельников, юрисконсульт ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Полный комментарий см. на dp.ru


Другие юридические статьи:
В горсуде началось рассмотрение иска против повышения квартплаты
Состоялось первое заседание по рассмотрению иска, поданного группой петербуржцев против повышения в июле-августе квартплаты. ...

Зеленый свет мигрантам
Амнистия нелегальных мигрантов из стран СНГ, которую Федеральная миграционная служба России предлагает провести в 2006 году, предполагает в первую оч...

Кому тсж товарищ? товарищества собственников жилья зачастую превращаются в бюрократическую надстройку
Купила барышня квартирку в новом (три года как построен) доме. Вид из окон великолепный, парковая зона, близко к дому старенького отца, за которым то...

О применении критериев обоснованности налоговых расходов
"Нормативные акты для бухгалтера" /   Эксперт “НА” Е.А. Устьянцев Письмо Министерства финансов РФ от 06.05.2...

Как не потерять на ндс при передаче имущества для собственных нужд
Опубликовано:Газета "Учет, налоги, право" № 8 4-10 марта 2003 года ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования