Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Зсд после дамбы?
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Территория вокруг варшавского вокзала обрела статус
Администрация Петербурга утвердила концепцию первого этапа инвестиционного развития территории вокруг Варшавского вокзала. ООО "Консорциум "Адамант-Дикси" официально получи...

Юридические услуги

Стоимость амортизируемого имущества

Как определить стоимость амортизируемого имущества (для целей налогообложения), приобретенного до введения в действие 25 главы Налогового кодекса РФ ?

Многие организации в периоды, предшествующие введению в действие главы 25 Налогового кодекса РФ, производили переоценку основных средств, в результате чего изменялась их стоимость. Именно в отношении вопроса, учитывать или не учитывать результаты таких переоценок (а если учитывать, то в каком объеме), содержание главы 25 НК РФ неоднократно изменялось. Особую актуальность ситуации придает то, что в последнее время арбитражные суды выносят противоречащие друг другу судебные акты.

Первоначальная редакция ст. 257 Налогового кодекса РФ

Статья 257 НК РФ была введена в действие с 01.01.2002 г. и регулировала порядок определения стоимости амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль. В ней было установлено, что первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. С этой стоимости налогоплательщикам надлежало исчислять амортизацию, принимаемую для целей обложения налогом на прибыль. Однако, по какой стоимости принимать к налоговому учету уже существующие основные средства, данная статья не указывала.

При этом в ст. 322 НК РФ, регулирующей особенности налогового учета амортизируемого имущества, было указано, что по амортизируемому имуществу, числящемуся на балансе налогоплательщика и введенному в эксплуатацию до введения в действие главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), первоначальная (восстановительная) стоимость определяется исходя из данных о первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 г.

Исходя из правил бухгалтерского учета, организация могла не чаще 1 раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости. Результаты произведенной переоценки принимались при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г. ).

Таким образом, согласно первоначальной редакции главы 25 НК РФ основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2002 г., принимаются в целях налогового учета по стоимости, определяемой исходя из данных бухгалтерского учета, а именно по первоначальной (восстановительной, то есть с учетом переоценок) стоимости по состоянию на 01.01.2002 г.

Изменения, внесенные Законом 57-ФЗ

Однако по истечении 5 месяцев применения первоначальной редакции главы 25 НК РФ законодатель решил урегулировать положения двух статей - 257 и 322 НК РФ.

Федеральным законом 57-ФЗ от 29.05.2002 г. была уточнена ст. 257 НК РФ, в которую были добавлены положения о том, что восстановительная стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления в силу 25 главы.

После введения данной редакции ст. 257 НК РФ у налогоплательщика сохранялось право исчислять амортизацию со стоимости основных средств с учетом произведенной переоценки на 01.01.2002 г. (при этом сумма переоценки принималась в полном объеме). Никаких ограничений на сумму переоценки и, следовательно, амортизации НК РФ также не устанавливал.

Указанные положения Федерального закона 57-ФЗ от 29.05.2002 г. были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им была придана обратная сила.

Изменения, внесенные Законом 110-ФЗ

Впоследствии в связи с тем, что многие организации воспользовались своим подтвержденным правом и уменьшили налогооблагаемую прибыль на суммы увеличенной амортизации, Федеральным законом 110-ФЗ от 24.07.2002 г. в ст. 257 НК РФ были внесены изменения, направленные на уменьшение этого права налогоплательщиков.

Согласно новым изменениям при расчете амортизации основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г., налогоплательщики имели право учитывать в их стоимости не всю сумму проведенной на 01.01.2002 г. переоценки, а только 30%, что, несомненно, увеличило налоговое бремя по сравнению с теми положениями, которые существовали ранее.

Действие указанных положений Закона 110-ФЗ были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им также была придана обратная сила.

Таким образом, законодатель в течение одного налогового периода (календарного года) трижды менял нормы закона, что, несомненно, должно было привести к серьезным финансовым потерям налогоплательщиков (налогоплательщику необходимо было пересчитать уже уплаченный налог на прибыль за I и II кварталы 2002 г., доплатить сумму налога в бюджеты, а также заплатить пени).

Какой закон применять?

Вместе с тем основные начала (принципы) налогового законодательства, исходя из необходимости предсказуемости налоговых обязанностей, защищают налогоплательщиков от таких изменений.

По общему правилу, установленному ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (то есть применительно к рассматриваемым нормам Закона 110-ФЗ - с 01.01.2003 г.). При этом придание обратной силы закону происходит после вступления акта о налогах в законную силу.

Согласно положениям ст. 5 НК РФ безусловную обратную силу имеют только акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В то же время акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Вера Лисун, руководитель департамента аудиторских услуг ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Алексей Мельников, юрисконсульт ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Полный комментарий см. на dp.ru


Другие юридические статьи:
Константин титов: госсовет подобрал ключи к ипотеке
К 2005 году ипотечное строительство жилья станет доступным для семей с доходами 5 тысяч рублей на человека, считает член президиума Госсовета РФ, губернатор Самарской облас...

Госдума приняла во втором чтении новую редакцию закона "о валютном регулировании и валютном контроле".
Госдума приняла сегодня во втором чтении новую редакцию закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Документ бы...

Автовладельцев штрафуют без страхования
Сотрудники ГИБДД берут с штрафы за отсутствие "автогражданских" страховых полисов Вступивший в действие 1 июля Закон "Об обязательном страховании ...

Правительство разгрузит челноков//ввозить тяжелую поклажу станет невыгодно
Сегодня правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле ужесточит правила челночного ввоза товаров: беспошлинно оформить груз весом до 50 кг и стоимостью д...

Зсд после дамбы?
Правительству Петербурга придется вносить коррективы в план строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). Трассу, связывающую Приморский район, Васильевский остров и ...

Как определить стоимость амортизируемого имущества (для целей налогообложения), приобретенного до введения в действие 25 главы Налогового кодекса РФ ?

Многие организации в периоды, предшествующие введению в действие главы 25 Налогового кодекса РФ, производили переоценку основных средств, в результате чего изменялась их стоимость. Именно в отношении вопроса, учитывать или не учитывать результаты таких переоценок (а если учитывать, то в каком объеме), содержание главы 25 НК РФ неоднократно изменялось. Особую актуальность ситуации придает то, что в последнее время арбитражные суды выносят противоречащие друг другу судебные акты.

Первоначальная редакция ст. 257 Налогового кодекса РФ

Статья 257 НК РФ была введена в действие с 01.01.2002 г. и регулировала порядок определения стоимости амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль. В ней было установлено, что первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. С этой стоимости налогоплательщикам надлежало исчислять амортизацию, принимаемую для целей обложения налогом на прибыль. Однако, по какой стоимости принимать к налоговому учету уже существующие основные средства, данная статья не указывала.

При этом в ст. 322 НК РФ, регулирующей особенности налогового учета амортизируемого имущества, было указано, что по амортизируемому имуществу, числящемуся на балансе налогоплательщика и введенному в эксплуатацию до введения в действие главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), первоначальная (восстановительная) стоимость определяется исходя из данных о первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 г.

Исходя из правил бухгалтерского учета, организация могла не чаще 1 раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости. Результаты произведенной переоценки принимались при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г. ).

Таким образом, согласно первоначальной редакции главы 25 НК РФ основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2002 г., принимаются в целях налогового учета по стоимости, определяемой исходя из данных бухгалтерского учета, а именно по первоначальной (восстановительной, то есть с учетом переоценок) стоимости по состоянию на 01.01.2002 г.

Изменения, внесенные Законом 57-ФЗ

Однако по истечении 5 месяцев применения первоначальной редакции главы 25 НК РФ законодатель решил урегулировать положения двух статей - 257 и 322 НК РФ.

Федеральным законом 57-ФЗ от 29.05.2002 г. была уточнена ст. 257 НК РФ, в которую были добавлены положения о том, что восстановительная стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 НК РФ (то есть до 01.01.2002 г.), определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления в силу 25 главы.

После введения данной редакции ст. 257 НК РФ у налогоплательщика сохранялось право исчислять амортизацию со стоимости основных средств с учетом произведенной переоценки на 01.01.2002 г. (при этом сумма переоценки принималась в полном объеме). Никаких ограничений на сумму переоценки и, следовательно, амортизации НК РФ также не устанавливал.

Указанные положения Федерального закона 57-ФЗ от 29.05.2002 г. были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им была придана обратная сила.

Изменения, внесенные Законом 110-ФЗ

Впоследствии в связи с тем, что многие организации воспользовались своим подтвержденным правом и уменьшили налогооблагаемую прибыль на суммы увеличенной амортизации, Федеральным законом 110-ФЗ от 24.07.2002 г. в ст. 257 НК РФ были внесены изменения, направленные на уменьшение этого права налогоплательщиков.

Согласно новым изменениям при расчете амортизации основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г., налогоплательщики имели право учитывать в их стоимости не всю сумму проведенной на 01.01.2002 г. переоценки, а только 30%, что, несомненно, увеличило налоговое бремя по сравнению с теми положениями, которые существовали ранее.

Действие указанных положений Закона 110-ФЗ были распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002 г., то есть им также была придана обратная сила.

Таким образом, законодатель в течение одного налогового периода (календарного года) трижды менял нормы закона, что, несомненно, должно было привести к серьезным финансовым потерям налогоплательщиков (налогоплательщику необходимо было пересчитать уже уплаченный налог на прибыль за I и II кварталы 2002 г., доплатить сумму налога в бюджеты, а также заплатить пени).

Какой закон применять?

Вместе с тем основные начала (принципы) налогового законодательства, исходя из необходимости предсказуемости налоговых обязанностей, защищают налогоплательщиков от таких изменений.

По общему правилу, установленному ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (то есть применительно к рассматриваемым нормам Закона 110-ФЗ - с 01.01.2003 г.). При этом придание обратной силы закону происходит после вступления акта о налогах в законную силу.

Согласно положениям ст. 5 НК РФ безусловную обратную силу имеют только акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В то же время акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Вера Лисун, руководитель департамента аудиторских услуг ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Алексей Мельников, юрисконсульт ООО "БДО Юникон Северо-Запад"

Полный комментарий см. на dp.ru


Другие юридические статьи:
Константин титов: госсовет подобрал ключи к ипотеке
К 2005 году ипотечное строительство жилья станет доступным для семей с доходами 5 тысяч рублей на человека, считает член президиума Госсовета РФ, губернатор Самарской облас...

Госдума приняла во втором чтении новую редакцию закона "о валютном регулировании и валютном контроле".
Госдума приняла сегодня во втором чтении новую редакцию закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Документ бы...

Автовладельцев штрафуют без страхования
Сотрудники ГИБДД берут с штрафы за отсутствие "автогражданских" страховых полисов Вступивший в действие 1 июля Закон "Об обязательном страховании ...

Правительство разгрузит челноков//ввозить тяжелую поклажу станет невыгодно
Сегодня правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле ужесточит правила челночного ввоза товаров: беспошлинно оформить груз весом до 50 кг и стоимостью д...

Зсд после дамбы?
Правительству Петербурга придется вносить коррективы в план строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). Трассу, связывающую Приморский район, Васильевский остров и ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования