Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги О налоге на налог
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Совет федерации одобрил гражданский процессуальный кодекс рф.
Совет Федерации на заседании 30 октября 2002 года одобрил Гражданский процессуальный кодекс РФ. Также Совет Федерации одоб...

Юридические услуги

Ау! вы что делаете!..

Скандальный закон "Об автономных учреждениях" , вызвавший многочисленные, но, увы, тщетные протесты оппозиции, принят Госдумой в третьем, окончательном, чтении.

Отныне автономными учреждениями (АУ) становятся некоммерческие организации, созданные федеральными или региональными властями в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физкультуры и спорта. Формально цель закона благая — предоставить этим учреждениям, влачащим по вине самого же государства нищенское существование, больше самостоятельности в распоряжении имуществом. Но, по мнению многих экспертов, истинной целью нововведения является иное.

Подробнее об этом рассказывает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

— Цель законопроекта — снять с бюджетного финансирования те организации, в которых имеет место высокая доля платных услуг. Прежде всего это коснется системы высшего образования и РАН, где доходы от платных услуг и иных внебюджетных источников — более 40% от объемов финансирования. Преобразование в АУ означает перевод со сметного финансирования на государственный заказ или контракт.

Новый Бюджетный кодекс РФ прямо запрещает бюджетным организациям получать финансирование откуда бы то ни было еще. Платные услуги и благотворительные пожертвования не запрещаются, но доходы от них поступают в общие доходы соответствующего бюджета и не закрепляются за конкретным бюджетным учреждением. Ни один вуз, ни одно учреждение науки и большинство учреждений культуры не смогут ни дня просуществовать в подобном статусе. Поэтому просьбы об изменении типа учреждений и преобразовании их из бюджетных в автономные будут вынужденными.

(К слову, на Западе подобных жестких ограничений для бюджетных организаций нет: многие университеты, например, имеют там гораздо большие права и полномочия в управлении госсобственностью, чем сегодняшние российские вузы).

И здесь возникают следующие опасности.

Первая. У многих учреждений просто не окажется средств для продолжения своей деятельности, причем это касается и вполне конкурентоспособных учреждений. Необходимо учесть и то, что при проведении тендеров и т.п. коррупция и волюнтаризм неизмеримо выше, чем при финансировании по смете. Есть данные, что откаты по госзаказам составляют до 70% от объема заказа. В итоге многие учреждения будут вынуждены либо свертывать деятельность, либо изменять профиль, либо наращивать объемы платных услуг (естественно, за счет сокращения бесплатных услуг). Для научных организаций перевод в АУ будет означать свертывание фундаментальных исследований.

Вторая опасность — банкротство. Поскольку государство снимает с себя субсидиарную ответственность по обязательствам АУ, которое взамен получает право брать кредиты, закладывать имущество и совершать другие сделки, это может привести к банкротству учреждения. В итоге государственное имущество переходит в частные руки, АУ же как госучреждение определенного профиля просто исчезает.

"Мягкая приватизация" — третья опасность. Закон "Об АУ" открывает путь к приватизации социальной бюджетной сферы в худшем, жульническом, варианте, когда имущество не продается, а просто безвозмездно передается частным владельцам. Схема передачи имущества возможна через специально организованное банкротство, либо через передачу части имущества за долги. Все, что было с приватизацией в начале 90-х гг., включая пресловутые залоговые аукционы, является детским лепетом по сравнению с приватизацией через схему АУ! Здесь борьба пойдет за здания и сооружения, имеющие самое привлекательное размещение в центре крупных городов, а также за земельные участки.

Складывается ощущение, что закон принимался для вполне определенной конечной цели — безвозмездной передачи государственного имущества в частные руки. Для отвода глаз в законопроект были введены несколько положений, якобы препятствующих такой передаче. Вместе с тем вводится понятие "наблюдательного совета" (НС), с одобрения которого возможны сделки как с недвижимым имуществом, так и с особо ценным движимым имуществом. В итоге глава АУ легко может передать (с одобрения НС) основное здание академического НИИ частной негосударственной фирме. При этом доля государства в уставном капитале может оказаться существенно меньше 50% (а затем госпакет вообще может быть "размыт").

Наконец, четвертая опасность — рейдерство. Закон не запрещает руководителю АУ осуществлять крупные сделки с превышением 5% от балансовой стоимости (с одобрения НС). Осуществить давление на главу АУ для принятия решения о подобных сделках ничего не стоит.

Убеждена, что нынешний закон необходимо было принимать в усеченной форме. Для конкретных типов госучреждений форма АУ вполне подходит. Это касается вновь создаваемых организаций — типа центров коммерциализации на базе вузов, научных центров и фондов, центров переподготовки кадров и т.п. Однако это не должно было затронуть традиционные, давно функционирующие вузы, школы, дома престарелых, центры социального обслуживания и т.п. Но, к сожалению, такие поправки единороссовским большинством ГД были отклонены.

Оксана Попова


Другие юридические статьи:
Вид от третьего лица спикер совета федерации сергей миронов готов стать ярым оппозиционером
Сергей Миронов - московский петербуржец, лидер "Партии жизни", председатель Совета Федерации, наконец, третье лицо Российского государства. Наша встреча с ним состоялась в ...

Минтруд призывает
1 января 2004 года вступает в силу Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Однако реально он сможет заработать лишь тогда, когда появятся все необходимые ...

Председатель тсж — самодур
Вопрос: Я состою членом ЖСК. На последнем собрании были переизбраны председатель и члены правления кооператива. Но вновь выбранные члены правления не...

Определение-2: подозреваются все
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Данил ПОПОВ Конституционные судьи наконец официально вы...

О налоге на налог
Учет, налоги, право / «...Суд отказал налоговикам во взыскании налога на прибыль в связи с пропуском срока давности. Но теперь инспектор т...

Скандальный закон "Об автономных учреждениях" , вызвавший многочисленные, но, увы, тщетные протесты оппозиции, принят Госдумой в третьем, окончательном, чтении.

Отныне автономными учреждениями (АУ) становятся некоммерческие организации, созданные федеральными или региональными властями в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физкультуры и спорта. Формально цель закона благая — предоставить этим учреждениям, влачащим по вине самого же государства нищенское существование, больше самостоятельности в распоряжении имуществом. Но, по мнению многих экспертов, истинной целью нововведения является иное.

Подробнее об этом рассказывает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

— Цель законопроекта — снять с бюджетного финансирования те организации, в которых имеет место высокая доля платных услуг. Прежде всего это коснется системы высшего образования и РАН, где доходы от платных услуг и иных внебюджетных источников — более 40% от объемов финансирования. Преобразование в АУ означает перевод со сметного финансирования на государственный заказ или контракт.

Новый Бюджетный кодекс РФ прямо запрещает бюджетным организациям получать финансирование откуда бы то ни было еще. Платные услуги и благотворительные пожертвования не запрещаются, но доходы от них поступают в общие доходы соответствующего бюджета и не закрепляются за конкретным бюджетным учреждением. Ни один вуз, ни одно учреждение науки и большинство учреждений культуры не смогут ни дня просуществовать в подобном статусе. Поэтому просьбы об изменении типа учреждений и преобразовании их из бюджетных в автономные будут вынужденными.

(К слову, на Западе подобных жестких ограничений для бюджетных организаций нет: многие университеты, например, имеют там гораздо большие права и полномочия в управлении госсобственностью, чем сегодняшние российские вузы).

И здесь возникают следующие опасности.

Первая. У многих учреждений просто не окажется средств для продолжения своей деятельности, причем это касается и вполне конкурентоспособных учреждений. Необходимо учесть и то, что при проведении тендеров и т.п. коррупция и волюнтаризм неизмеримо выше, чем при финансировании по смете. Есть данные, что откаты по госзаказам составляют до 70% от объема заказа. В итоге многие учреждения будут вынуждены либо свертывать деятельность, либо изменять профиль, либо наращивать объемы платных услуг (естественно, за счет сокращения бесплатных услуг). Для научных организаций перевод в АУ будет означать свертывание фундаментальных исследований.

Вторая опасность — банкротство. Поскольку государство снимает с себя субсидиарную ответственность по обязательствам АУ, которое взамен получает право брать кредиты, закладывать имущество и совершать другие сделки, это может привести к банкротству учреждения. В итоге государственное имущество переходит в частные руки, АУ же как госучреждение определенного профиля просто исчезает.

"Мягкая приватизация" — третья опасность. Закон "Об АУ" открывает путь к приватизации социальной бюджетной сферы в худшем, жульническом, варианте, когда имущество не продается, а просто безвозмездно передается частным владельцам. Схема передачи имущества возможна через специально организованное банкротство, либо через передачу части имущества за долги. Все, что было с приватизацией в начале 90-х гг., включая пресловутые залоговые аукционы, является детским лепетом по сравнению с приватизацией через схему АУ! Здесь борьба пойдет за здания и сооружения, имеющие самое привлекательное размещение в центре крупных городов, а также за земельные участки.

Складывается ощущение, что закон принимался для вполне определенной конечной цели — безвозмездной передачи государственного имущества в частные руки. Для отвода глаз в законопроект были введены несколько положений, якобы препятствующих такой передаче. Вместе с тем вводится понятие "наблюдательного совета" (НС), с одобрения которого возможны сделки как с недвижимым имуществом, так и с особо ценным движимым имуществом. В итоге глава АУ легко может передать (с одобрения НС) основное здание академического НИИ частной негосударственной фирме. При этом доля государства в уставном капитале может оказаться существенно меньше 50% (а затем госпакет вообще может быть "размыт").

Наконец, четвертая опасность — рейдерство. Закон не запрещает руководителю АУ осуществлять крупные сделки с превышением 5% от балансовой стоимости (с одобрения НС). Осуществить давление на главу АУ для принятия решения о подобных сделках ничего не стоит.

Убеждена, что нынешний закон необходимо было принимать в усеченной форме. Для конкретных типов госучреждений форма АУ вполне подходит. Это касается вновь создаваемых организаций — типа центров коммерциализации на базе вузов, научных центров и фондов, центров переподготовки кадров и т.п. Однако это не должно было затронуть традиционные, давно функционирующие вузы, школы, дома престарелых, центры социального обслуживания и т.п. Но, к сожалению, такие поправки единороссовским большинством ГД были отклонены.

Оксана Попова


Другие юридические статьи:
Вид от третьего лица спикер совета федерации сергей миронов готов стать ярым оппозиционером
Сергей Миронов - московский петербуржец, лидер "Партии жизни", председатель Совета Федерации, наконец, третье лицо Российского государства. Наша встреча с ним состоялась в ...

Минтруд призывает
1 января 2004 года вступает в силу Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Однако реально он сможет заработать лишь тогда, когда появятся все необходимые ...

Председатель тсж — самодур
Вопрос: Я состою членом ЖСК. На последнем собрании были переизбраны председатель и члены правления кооператива. Но вновь выбранные члены правления не...

Определение-2: подозреваются все
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Данил ПОПОВ Конституционные судьи наконец официально вы...

О налоге на налог
Учет, налоги, право / «...Суд отказал налоговикам во взыскании налога на прибыль в связи с пропуском срока давности. Но теперь инспектор т...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования