Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Трубам выдадут повышенное тепло  смольный потребовал повысить градус
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Говорят, что реформа жкх сваливается в штопор
В минувшую пятницу администрация Петербурга проводила круглый стол, посвященный "продвижению" реформы ЖКХ. Если верить чиновникам, получается, что трудности есть, но светло...

Юридические услуги

Долго будет европа нам сниться

Тормозом на пути сближения России с Европой является сама Россия

В конце прошлой недели в столице Карелии Петрозаводске прошла уже успевшая стать традиционной вторая международная конференция "Приграничное сотрудничество Российской Федерации и Европейского Союза". Кстати, первый форум аналогичной тематики проходил в ноябре прошлого года в Петербурге. Как это ни парадоксально (а может, напротив, закономерно), неповторимый фон карельских красот - чарующая гладь Онеги, завораживающее деревянное кружево Кижей - сказался на отнюдь не романтическом предмете диспутов самым благотворным образом. В отличие от прошлогоднего питерского собрания нынешнее оказалось не в пример конструктивнее. Хотя дело скорее в том, что в прошлый раз собирались люди в основном гуманитарной направленности - эксперты, исследователи. Теперь же их общество было густо сдобрено прослойкой прагматиков из числа тех, кто принимает решения, - парламентариев, госчиновников, бизнесменов. Что ж, логика эволюционного процесса вносит свои коррективы. Стремительно и неумолимо.

Но все же не стоит переоценивать. Заявленные в числе участников первые лица в подавляющем большинстве в Петрозаводске замечены не были. Не было Сергея Ястржембского, спецпредставителя президента России по вопросам развития отношений РФ и ЕС. Не было Владимира Яковлева, министра регионального развития, чье ведомство как раз и является основной структурой в российском правительстве, отвечающей за развитие трансграничного сотрудничества. Вместо спецпредставителей и министров были заместители. И все равно по сравнению с прошлым годом прогресс налицо.

Кстати, не подумайте, что вопросы трансграничного сотрудничества являются какими-то второстепенными. Между прочим, 49 российских субъектов Федерации из 89 (больше половины!) так или иначе являются приграничными, правда это границы не только с Европой, есть еще Япония, Китай... Российский Северо-Запад, в свою очередь, - единственный отечественный регион, граничащий с Европой, имеющий совместные с европейскими соседями сухопутные и морские границы. А сегодня по объемам экспортно-импортных операций Россия выходит на 4-е место среди внешнеторговых партнеров Европы. Это - сотни миллиардов евро ежегодно. И это - очень серьезно.

Понятно: для того чтобы кровь в артериях торгового (и не только торгового) обмена не переставала пульсировать, нужно, чтобы границы не только разделяли, но и объединяли. А вот с этим у нас в России большие проблемы.

Ни для кого не секрет, например, тот факт, что очереди грузовиков, направляющихся в Россию из Финляндии, растягиваются на финской территории на десятки километров, груженые фуры простаивают на границе сутками. Это уже стало настолько обыденной картиной, что местные власти приграничных областей Финляндии даже обсуждают планы введения специальных сборов, чтобы обязать перевозчиков оплачивать приграничным муниципалитетам стоянку на их территории.

Корень проблемы в том, что машины с партиями грузов не могут быстро пройти российскую границу: слишком много формальностей, слишком долго идет оформление бумаг. А транспортный поток все растет и растет. По данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), "пограничный" товарооборот ежегодно увеличивается на 20%.

- Ситуация такова, что пропускная способность многих пограничных переходов давно исчерпана, - говорит замначальника СЗТУ Михаил Прокофьев. - Фактическая пропускная способность пограничных пропускных пунктов часто существенно превышает запланированные мощности, а это чаще всего и означает очереди, задержки.

Яркий пример - пограничный пункт Торфяновка под Выборгом, где пропускная способность превышена более чем вдвое по сравнению с проектной. Ведь проектная рассчитывалась еще в далекие восьмидесятые годы прошлого века, тогда еще никто не мог предполагать, как вырастет транспортный поток через полтора десятка лет после того, как рухнет железный занавес.

Но дело не только в том, что надо срочно строить новые погранпереходы, расширять дороги, ведущие к уже существующим пунктам пропуска, увеличивая число полос для движения транспорта. И не только в том, что надо, как говорят в таких случаях - еще вчера, оснащать границу новейшей электроникой и компьютерной техникой (которой катастрофически не хватает, так что работают часто еще дедовскими методами). Дело еще и в том, что слишком много на границе контролеров (кроме пограничников и таможенников еще транспортная, ветеринарная, фитосанитарная инспекции, миграционная служба), и все они формально разобщены, действуют несогласованно. Дело еще и в том, что, по существующему законодательству, процедуры контроля слишком громоздки, слишком велик ворох бумаг, мучительна канцелярская волокита. И пограничники или таможенники не в состоянии решить все эти проблемы самостоятельно.

- Мы лучше других знаем о проблемах на границе, - говорит Михаил Прокофьев. - Но кардинально изменить ситуацию мы не можем, здесь нужны усилия государства.

Таможенников поддерживают и транспортники. По их оценкам возможности пограничных пропускных пунктов давно исчерпаны не только на авто-, но и на стальных магистралях.

- Сегодня все железнодорожные погранпереходы Северо-Запада работают на пределе своих возможностей, - утверждает начальник Октябрьской железной дороги, филиала ОАО РЖД, Виктор Степов.

Так что если ничего не менять, ни о какой перспективе развития, увеличении товарооборота на границе России с Европой не может быть и речи. А для того, чтобы что-то изменить, нужно вмешательство государства. Госдумы - чтобы упростить процедуры таможенного оформления, внеся изменения в Таможенный кодекс. Правительства - чтобы сделать программу реконструкции погранпереходов приоритетной государственной задачей.

Российское законодательство отстает от реалий сегодняшнего дня не только с точки зрения проблем, касающихся перевозки через границу грузов. Мы не стыкуемся с Европой и во многих других областях приграничного сотрудничества. К примеру, наши европейские соседи совершенно свободны, когда речь заходит о каких-то местных инициативах на уровне муниципалитетов, - а ведь именно они чаще всего являются основными фигурантами приграничной кооперации. Скажем, соседние поселки или города, расположенные по разные стороны границы, вполне успешно сотрудничают, не испытывая особенных проблем.

У нас иначе. Муниципалитеты лишены права такого рода внешней инициативы. Здесь требуется уровень субъекта Федерации, а то и центральных органов власти в Москве.

- Сегодня в России фактически не существует никакой законодательной базы по приграничному сотрудничеству , - говорит зампредседателя комитета по делам СНГ Совета Федерации Андрей Нелидов. - До сих пор даже юридически не определено само понятие приграничного сотрудничества! А муниципалитеты у нас в этом смысле вообще выведены за рамки правового поля. А ведь еще в январе 2003 года Россия, присоединяясь к европейской рамочной конвенции по приграничному сотрудничеству, обещала устранить эти несоответствия. Но до сих пор это так и не сделано.

Прежний российский закон, так или иначе оговаривающий вопросы приграничного сотрудничества, был принят в 1999 году . Сегодня он явно устарел. Новый законопроект предложили в 2004-м, и с тех пор он проходит мучительный процесс согласования с правительством. Сейчас на стадии согласования находится последний вариант. Законодатели надеются, что закон будет принят уже в этом году. И это будет своего рода юридический прорыв. Если, конечно, будет.

Законодатели даже мыслят шире. - Сегодня необходимо создание организации общеевропейского масштаба по вопросам сотрудничества России с ЕС, - говорит зампредседателя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев. - Для того, чтобы на самом высоком уровне координировать наше трансграничное сотрудничество. И Санкт-Петербург сегодня готов принять у себя этот новый российско-европейский орган.

Эти планы, конечно же, льстят питерским властям. Губернатор Валентина Матвиенко, ухватившись за эту идею, уже провозгласила город на Неве центром российско-европейского сотрудничества. Впрочем, здесь она, думается, забежала вперед. По оценкам некоторых высокопоставленных функционеров российского МИД, говорить о чем-то определенном еще слишком рано.

- Да, сегодня и у нас, и в Европе обсуждается вопрос о создании российско-европейского центра по трансграничному сотрудничеству и о расположении этого центра в Санкт-Петербурге, - говорит заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко. - Но это пока лишь самые общие обсуждения, никакой конкретики нет, не определен ни состав этого органа, ни цели и задачи его работы. Так что пока совершенно неясно, когда это может быть сделано, когда такой орган может появиться и, соответственно, когда он может быть размещен в Петербурге.

Прогрессивное законодательство, упрощение таможенных процедур, российско-европейская комиссия по сотрудничеству... Это, конечно же, хорошо. Только что с того простым гражданам, далеким от дипломатической казуистики и законодательно-юридических проблем? Куда чаще им приходится сталкиваться с проблемами совершенно иного плана - необходимостью прохождения утомительных и недешевых процедур оформления визы при желании съездить за границу. Что с этим? По уверениям госчиновников, дело не безнадежно.

- Как у нас, так и в Европе сегодня заинтересованы во введении безвизового режима в отношении граждан России и ЕС, - говорит замминистра иностранных дел Александр Грушко. - Мы надеемся, что скоро вступят в силу два важных российско-европейских соглашения: об упрощении визового обмена и о реадмиссии. Это необходимый этап на пути к дальнейшему отказу от виз. Но это не единственные необходимые шаги. Нужно работать в направлении укрепления границ, обеспечения безопасности, нужно повышать надежность российских документов... А в целом, думаю, не так уж долго осталось ждать того времени, когда визы нам уже не понадобятся.

Так что, если рассматривать оптимистичный сценарий развития событий, не исключено, что лет через пять-шесть мы сможем спокойно покупать билеты в Берлин, Париж или Брюссель, или, что ближе нам на Северо-Западе, - в Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Осло. Не заботясь при этом о том, есть ли у нас на руках официально заверенное приглашение в вожделенное забугорье.

Правда, лучше все же сделать поправку на непредсказуемость отечественного менталитета, загадочность русской души, на политиканов и бюрократов в правительстве, квасных патриотов в Госдуме, на дураков и плохие дороги... И тогда станет примерно понятно, когда мы сможем ездить по миру без виз.

Петрозаводск - Санкт-Петербург

Николай Донсков


Другие юридические статьи:
Восстанавливать будут по-новому 18 апреля - международный день памятников и исторических мест
"Архитектура. Градостроительство. Реставрация" - специализированная выставка с таким названием откроется завтра в Смольном соборе, а в мае с его куполов снимут часть лесов....

В мурманске смогли повысить размер пособия на ребенка
Мурманская область - один из шести субъектов РФ, где в ходе реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ был повышен размер ежемесячного пос...

Гражданам оставят выбор
Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи намерен рассмотреть новую редакцию Закона "О связи" во втором чтении в середине апреля 2003 года. Об этом журналистам сооб...

Труба зовет петербуржцы – против экспансии нефтяных магнатов
К Всероссийской акции в защиту Байкала, против планов строительства нефтепровода вблизи священного моря присоединился и Петербург. Впрочем, экспансия нефтебаронов возмущает...

Трубам выдадут повышенное тепло смольный потребовал повысить градус
СПб. Губернатор Петербурга потребовала нагреть воду в котельных до положенных 130 C. Чтобы зимой было тепло, теплоноситель в трубах нагреют уже летом...

Тормозом на пути сближения России с Европой является сама Россия

В конце прошлой недели в столице Карелии Петрозаводске прошла уже успевшая стать традиционной вторая международная конференция "Приграничное сотрудничество Российской Федерации и Европейского Союза". Кстати, первый форум аналогичной тематики проходил в ноябре прошлого года в Петербурге. Как это ни парадоксально (а может, напротив, закономерно), неповторимый фон карельских красот - чарующая гладь Онеги, завораживающее деревянное кружево Кижей - сказался на отнюдь не романтическом предмете диспутов самым благотворным образом. В отличие от прошлогоднего питерского собрания нынешнее оказалось не в пример конструктивнее. Хотя дело скорее в том, что в прошлый раз собирались люди в основном гуманитарной направленности - эксперты, исследователи. Теперь же их общество было густо сдобрено прослойкой прагматиков из числа тех, кто принимает решения, - парламентариев, госчиновников, бизнесменов. Что ж, логика эволюционного процесса вносит свои коррективы. Стремительно и неумолимо.

Но все же не стоит переоценивать. Заявленные в числе участников первые лица в подавляющем большинстве в Петрозаводске замечены не были. Не было Сергея Ястржембского, спецпредставителя президента России по вопросам развития отношений РФ и ЕС. Не было Владимира Яковлева, министра регионального развития, чье ведомство как раз и является основной структурой в российском правительстве, отвечающей за развитие трансграничного сотрудничества. Вместо спецпредставителей и министров были заместители. И все равно по сравнению с прошлым годом прогресс налицо.

Кстати, не подумайте, что вопросы трансграничного сотрудничества являются какими-то второстепенными. Между прочим, 49 российских субъектов Федерации из 89 (больше половины!) так или иначе являются приграничными, правда это границы не только с Европой, есть еще Япония, Китай... Российский Северо-Запад, в свою очередь, - единственный отечественный регион, граничащий с Европой, имеющий совместные с европейскими соседями сухопутные и морские границы. А сегодня по объемам экспортно-импортных операций Россия выходит на 4-е место среди внешнеторговых партнеров Европы. Это - сотни миллиардов евро ежегодно. И это - очень серьезно.

Понятно: для того чтобы кровь в артериях торгового (и не только торгового) обмена не переставала пульсировать, нужно, чтобы границы не только разделяли, но и объединяли. А вот с этим у нас в России большие проблемы.

Ни для кого не секрет, например, тот факт, что очереди грузовиков, направляющихся в Россию из Финляндии, растягиваются на финской территории на десятки километров, груженые фуры простаивают на границе сутками. Это уже стало настолько обыденной картиной, что местные власти приграничных областей Финляндии даже обсуждают планы введения специальных сборов, чтобы обязать перевозчиков оплачивать приграничным муниципалитетам стоянку на их территории.

Корень проблемы в том, что машины с партиями грузов не могут быстро пройти российскую границу: слишком много формальностей, слишком долго идет оформление бумаг. А транспортный поток все растет и растет. По данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), "пограничный" товарооборот ежегодно увеличивается на 20%.

- Ситуация такова, что пропускная способность многих пограничных переходов давно исчерпана, - говорит замначальника СЗТУ Михаил Прокофьев. - Фактическая пропускная способность пограничных пропускных пунктов часто существенно превышает запланированные мощности, а это чаще всего и означает очереди, задержки.

Яркий пример - пограничный пункт Торфяновка под Выборгом, где пропускная способность превышена более чем вдвое по сравнению с проектной. Ведь проектная рассчитывалась еще в далекие восьмидесятые годы прошлого века, тогда еще никто не мог предполагать, как вырастет транспортный поток через полтора десятка лет после того, как рухнет железный занавес.

Но дело не только в том, что надо срочно строить новые погранпереходы, расширять дороги, ведущие к уже существующим пунктам пропуска, увеличивая число полос для движения транспорта. И не только в том, что надо, как говорят в таких случаях - еще вчера, оснащать границу новейшей электроникой и компьютерной техникой (которой катастрофически не хватает, так что работают часто еще дедовскими методами). Дело еще и в том, что слишком много на границе контролеров (кроме пограничников и таможенников еще транспортная, ветеринарная, фитосанитарная инспекции, миграционная служба), и все они формально разобщены, действуют несогласованно. Дело еще и в том, что, по существующему законодательству, процедуры контроля слишком громоздки, слишком велик ворох бумаг, мучительна канцелярская волокита. И пограничники или таможенники не в состоянии решить все эти проблемы самостоятельно.

- Мы лучше других знаем о проблемах на границе, - говорит Михаил Прокофьев. - Но кардинально изменить ситуацию мы не можем, здесь нужны усилия государства.

Таможенников поддерживают и транспортники. По их оценкам возможности пограничных пропускных пунктов давно исчерпаны не только на авто-, но и на стальных магистралях.

- Сегодня все железнодорожные погранпереходы Северо-Запада работают на пределе своих возможностей, - утверждает начальник Октябрьской железной дороги, филиала ОАО РЖД, Виктор Степов.

Так что если ничего не менять, ни о какой перспективе развития, увеличении товарооборота на границе России с Европой не может быть и речи. А для того, чтобы что-то изменить, нужно вмешательство государства. Госдумы - чтобы упростить процедуры таможенного оформления, внеся изменения в Таможенный кодекс. Правительства - чтобы сделать программу реконструкции погранпереходов приоритетной государственной задачей.

Российское законодательство отстает от реалий сегодняшнего дня не только с точки зрения проблем, касающихся перевозки через границу грузов. Мы не стыкуемся с Европой и во многих других областях приграничного сотрудничества. К примеру, наши европейские соседи совершенно свободны, когда речь заходит о каких-то местных инициативах на уровне муниципалитетов, - а ведь именно они чаще всего являются основными фигурантами приграничной кооперации. Скажем, соседние поселки или города, расположенные по разные стороны границы, вполне успешно сотрудничают, не испытывая особенных проблем.

У нас иначе. Муниципалитеты лишены права такого рода внешней инициативы. Здесь требуется уровень субъекта Федерации, а то и центральных органов власти в Москве.

- Сегодня в России фактически не существует никакой законодательной базы по приграничному сотрудничеству , - говорит зампредседателя комитета по делам СНГ Совета Федерации Андрей Нелидов. - До сих пор даже юридически не определено само понятие приграничного сотрудничества! А муниципалитеты у нас в этом смысле вообще выведены за рамки правового поля. А ведь еще в январе 2003 года Россия, присоединяясь к европейской рамочной конвенции по приграничному сотрудничеству, обещала устранить эти несоответствия. Но до сих пор это так и не сделано.

Прежний российский закон, так или иначе оговаривающий вопросы приграничного сотрудничества, был принят в 1999 году . Сегодня он явно устарел. Новый законопроект предложили в 2004-м, и с тех пор он проходит мучительный процесс согласования с правительством. Сейчас на стадии согласования находится последний вариант. Законодатели надеются, что закон будет принят уже в этом году. И это будет своего рода юридический прорыв. Если, конечно, будет.

Законодатели даже мыслят шире. - Сегодня необходимо создание организации общеевропейского масштаба по вопросам сотрудничества России с ЕС, - говорит зампредседателя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев. - Для того, чтобы на самом высоком уровне координировать наше трансграничное сотрудничество. И Санкт-Петербург сегодня готов принять у себя этот новый российско-европейский орган.

Эти планы, конечно же, льстят питерским властям. Губернатор Валентина Матвиенко, ухватившись за эту идею, уже провозгласила город на Неве центром российско-европейского сотрудничества. Впрочем, здесь она, думается, забежала вперед. По оценкам некоторых высокопоставленных функционеров российского МИД, говорить о чем-то определенном еще слишком рано.

- Да, сегодня и у нас, и в Европе обсуждается вопрос о создании российско-европейского центра по трансграничному сотрудничеству и о расположении этого центра в Санкт-Петербурге, - говорит заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко. - Но это пока лишь самые общие обсуждения, никакой конкретики нет, не определен ни состав этого органа, ни цели и задачи его работы. Так что пока совершенно неясно, когда это может быть сделано, когда такой орган может появиться и, соответственно, когда он может быть размещен в Петербурге.

Прогрессивное законодательство, упрощение таможенных процедур, российско-европейская комиссия по сотрудничеству... Это, конечно же, хорошо. Только что с того простым гражданам, далеким от дипломатической казуистики и законодательно-юридических проблем? Куда чаще им приходится сталкиваться с проблемами совершенно иного плана - необходимостью прохождения утомительных и недешевых процедур оформления визы при желании съездить за границу. Что с этим? По уверениям госчиновников, дело не безнадежно.

- Как у нас, так и в Европе сегодня заинтересованы во введении безвизового режима в отношении граждан России и ЕС, - говорит замминистра иностранных дел Александр Грушко. - Мы надеемся, что скоро вступят в силу два важных российско-европейских соглашения: об упрощении визового обмена и о реадмиссии. Это необходимый этап на пути к дальнейшему отказу от виз. Но это не единственные необходимые шаги. Нужно работать в направлении укрепления границ, обеспечения безопасности, нужно повышать надежность российских документов... А в целом, думаю, не так уж долго осталось ждать того времени, когда визы нам уже не понадобятся.

Так что, если рассматривать оптимистичный сценарий развития событий, не исключено, что лет через пять-шесть мы сможем спокойно покупать билеты в Берлин, Париж или Брюссель, или, что ближе нам на Северо-Западе, - в Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Осло. Не заботясь при этом о том, есть ли у нас на руках официально заверенное приглашение в вожделенное забугорье.

Правда, лучше все же сделать поправку на непредсказуемость отечественного менталитета, загадочность русской души, на политиканов и бюрократов в правительстве, квасных патриотов в Госдуме, на дураков и плохие дороги... И тогда станет примерно понятно, когда мы сможем ездить по миру без виз.

Петрозаводск - Санкт-Петербург

Николай Донсков


Другие юридические статьи:
Восстанавливать будут по-новому 18 апреля - международный день памятников и исторических мест
"Архитектура. Градостроительство. Реставрация" - специализированная выставка с таким названием откроется завтра в Смольном соборе, а в мае с его куполов снимут часть лесов....

В мурманске смогли повысить размер пособия на ребенка
Мурманская область - один из шести субъектов РФ, где в ходе реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ был повышен размер ежемесячного пос...

Гражданам оставят выбор
Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи намерен рассмотреть новую редакцию Закона "О связи" во втором чтении в середине апреля 2003 года. Об этом журналистам сооб...

Труба зовет петербуржцы – против экспансии нефтяных магнатов
К Всероссийской акции в защиту Байкала, против планов строительства нефтепровода вблизи священного моря присоединился и Петербург. Впрочем, экспансия нефтебаронов возмущает...

Трубам выдадут повышенное тепло смольный потребовал повысить градус
СПб. Губернатор Петербурга потребовала нагреть воду в котельных до положенных 130 C. Чтобы зимой было тепло, теплоноситель в трубах нагреют уже летом...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования