Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги О том, как главбух «печатному» делу учился
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Штрафы увеличат до «справедливого» уровня
Размеры штрафов за административные правонарушения вырастут как минимум в четыре раза. Больше всего пострадают автолюбители и незаконные мигранты.Базовый минимум оплаты труда, по которому и...

Юридические услуги

Скидки «постфактум»: учитываем с выгодой

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" /

А. Токарев, налоговый консультант

Уменьшают или нет налог на прибыль скидки, предоставленные покупателям после реализации товаров? По этому вопросу недавно высказались работники ФНС. Правда, их точка зрения отнюдь не безупречна.

Один из эффективных способов привлечь покупателя – снизить цену на товар. Насколько это выгодно для продавца? Ответ на этот вопрос зависит, в частности, от того, как компания оформит скидки в учете. Как правило, поблажки покупателям условно (для целей учета) можно разделить на два вида: которые предоставляются в момент реализации товара и после.

Именно о том, как отразить скидки в учете уже после продажи продукции, поведали работники Федеральной налоговой службы России в письме от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a).

Вариант первый: выгода есть

Налоговые специалисты согласились с тем, что договором можно предусмотреть изменение цены товара в определенных случаях (ст. 424 ГК РФ). Предположим, по условиям договора компания обязуется предоставить скидку при закупке продукции сверх определенного объема. В этом случае скорректировать доходы на поблажку покупателю, как только сумма поставки превысит указанный в контракте лимит, продавец имеет полное право.

Правда, здесь есть свои минусы. Во-первых, необходимо внести исправления в уже выставленные накладные и счета-фактуры или попросту заменить их на новые. Во вторых, если фирма предоставила скидку покупателю по товару, который был продан в прошлом налоговом периоде, ей придется не только уменьшить свои доходы на сумму поблажки и скорректировать НДС, но и подать уточненные декларации по налогам.

Вариант второй: выгоды нет

Ситуация меняется в корне, если скидку, а также условия ее предоставления партнеры по сделке в договоре (или дополнительном соглашении к нему) не установили. Предположим, по итогам года продавец решил пересмотреть условия контракта и простить покупателю часть его долга. По мнению работников налоговой службы, такую скидку надо расценивать как «безвозмездную передачу имущественного права» (ст. 572, 574 ГК РФ). Вывод специалистов ФНС предсказуем: «сумма скидки не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль». Ссылаются они на пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса, который в расчете налога стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывает (письмо ФНС России от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a)).

Сразу скажем, с такой позицией работников налогового ведомства согласиться полностью нельзя. В качестве доказательства приведем их разъяснения давно минувшего 2002-го. Тогда мнение ФНС по этой проблеме было иным: «прощение долга покупателю в сумме предоставленной скидки следует рассматривать как убытки организации-продавца». Из чего налоговые специалисты делали вывод: разницу между ценой, установленной договором, и реальной ценой продажи товаров компания-продавец может учесть во внереализационных расходах по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Само собой, расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (письмо МНС России от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216).

Выход есть, его не может не быть

Подведем итог. Если компания, списывая часть долга покупателя, последует логике налогового ведомства, озвученной в январском письме, сэкономить на налогах ей действительно не удастся. С другой стороны, придерживаясь позиции налоговых работников, высказанной еще в 2002 году, фирма рискует. Поскольку при проверке контролеры скорее всего доначислят налог на прибыль и предъявят пени по нему. Как следствие, законность учета в налоговых расходах суммы скидки придется отстаивать в суде.

Кроме того, прощая долг, продавец «попадает» на НДС. Поскольку скорректировать сумму выручки на такую поблажку он также не вправе.

Отметим, неприятные налоговые последствия в этой ситуации ждут не только продавца. В свою очередь, покупателю придется заплатить налог на прибыль с суммы предоставленной ему скидки. Ведь контролеры расценят ее как «экономическую выгоду». Такая позиция работников ФНС прослеживается, в частности, в том же письме от 25 июля 2002 г.

Как видите, прежде чем предоставлять поблажку покупателям, следует задуматься о том, как отразить ее в учете. Сами понимаете, первый вариант учета, когда скидка предусмотрена в договоре (или дополнительном соглашении к нему), наиболее выгоден как для продавца, так и для покупателя товаров. Между тем требует значительных затрат и времени на исправление первичных документов и подачу, если необходимо, уточненных деклараций по налогам.

К тому же, если вы последуете именно этому варианту, необходимо помнить о нескольких нюансах. Так, не лишним будет «подвести» скидки под маркетинговую политику компании. Для этого нужно составить приказ о ее проведении, в котором четко прописать, кому, на каких условиях и в каком размере предоставляются поблажки. Кроме того, новые цены, то есть рассчитанные с учетом скидок, нужно указать в прайс-листе. При таком раскладе претензий со стороны проверяющих можно избежать вовсе.


21 сентября специалист Управления администрирования налога на прибыль ФНС России расскажет о тонкостях исчисления и уплаты налога на прибыль и заполнения декларации. А налоговый эксперт даст подробные рекомендации по оптимальному применению норм на практике. В ходе семинара "Налог на прибыль. Официальная позиция ФНС РФ и мнение налоговых экспертов" лекторы ответят на все вопросы слушателей и выстроят занятие в соответствии с их запросами.
Записаться на семинар можно по телефону: 8 (495) 657-85-33.


Другие юридические статьи:
Людмила косткина: пусть бизнес поможет нуждающимся
Социальная сфера всегда была одним из важнейших направлений деятельности как федеральных, так и городских властей. Администрации Петербурга приходится решать множество вопр...

Законодатели открыли дорогу для лизинга доля техники, купленной по лизингу, достигла в 2003 г. 4%
Лишь в последние годы в России появилась юридическая база, необходимая для развития лизинговых отношений. Как считает директор ООО "Интерлизинг" К...

Профильный комитет госдумы рекомендовал принять в первом чтении законопроект, касающийся установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи на заседании 15 мая 2003 года рекомендовал принять в первом чтении закон...

Режим сменился в россии смягчилось валютное законодательство
Новый закон о валютном регулировании, действующий с пятницы, считается либеральнее прежнего. Правда, бизнес почувствует это не сразу. Основные ограничения по распоряжению э...

О том, как главбух «печатному» делу учился
Уже давно не секрет, что заказать нелегальную копию практически любой печати не составляет никакого труда. Но, как показало одно происшествие, и в этом деле есть подводные камни. ...

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" /

А. Токарев, налоговый консультант

Уменьшают или нет налог на прибыль скидки, предоставленные покупателям после реализации товаров? По этому вопросу недавно высказались работники ФНС. Правда, их точка зрения отнюдь не безупречна.

Один из эффективных способов привлечь покупателя – снизить цену на товар. Насколько это выгодно для продавца? Ответ на этот вопрос зависит, в частности, от того, как компания оформит скидки в учете. Как правило, поблажки покупателям условно (для целей учета) можно разделить на два вида: которые предоставляются в момент реализации товара и после.

Именно о том, как отразить скидки в учете уже после продажи продукции, поведали работники Федеральной налоговой службы России в письме от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a).

Вариант первый: выгода есть

Налоговые специалисты согласились с тем, что договором можно предусмотреть изменение цены товара в определенных случаях (ст. 424 ГК РФ). Предположим, по условиям договора компания обязуется предоставить скидку при закупке продукции сверх определенного объема. В этом случае скорректировать доходы на поблажку покупателю, как только сумма поставки превысит указанный в контракте лимит, продавец имеет полное право.

Правда, здесь есть свои минусы. Во-первых, необходимо внести исправления в уже выставленные накладные и счета-фактуры или попросту заменить их на новые. Во вторых, если фирма предоставила скидку покупателю по товару, который был продан в прошлом налоговом периоде, ей придется не только уменьшить свои доходы на сумму поблажки и скорректировать НДС, но и подать уточненные декларации по налогам.

Вариант второй: выгоды нет

Ситуация меняется в корне, если скидку, а также условия ее предоставления партнеры по сделке в договоре (или дополнительном соглашении к нему) не установили. Предположим, по итогам года продавец решил пересмотреть условия контракта и простить покупателю часть его долга. По мнению работников налоговой службы, такую скидку надо расценивать как «безвозмездную передачу имущественного права» (ст. 572, 574 ГК РФ). Вывод специалистов ФНС предсказуем: «сумма скидки не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль». Ссылаются они на пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса, который в расчете налога стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывает (письмо ФНС России от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a)).

Сразу скажем, с такой позицией работников налогового ведомства согласиться полностью нельзя. В качестве доказательства приведем их разъяснения давно минувшего 2002-го. Тогда мнение ФНС по этой проблеме было иным: «прощение долга покупателю в сумме предоставленной скидки следует рассматривать как убытки организации-продавца». Из чего налоговые специалисты делали вывод: разницу между ценой, установленной договором, и реальной ценой продажи товаров компания-продавец может учесть во внереализационных расходах по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Само собой, расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (письмо МНС России от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216).

Выход есть, его не может не быть

Подведем итог. Если компания, списывая часть долга покупателя, последует логике налогового ведомства, озвученной в январском письме, сэкономить на налогах ей действительно не удастся. С другой стороны, придерживаясь позиции налоговых работников, высказанной еще в 2002 году, фирма рискует. Поскольку при проверке контролеры скорее всего доначислят налог на прибыль и предъявят пени по нему. Как следствие, законность учета в налоговых расходах суммы скидки придется отстаивать в суде.

Кроме того, прощая долг, продавец «попадает» на НДС. Поскольку скорректировать сумму выручки на такую поблажку он также не вправе.

Отметим, неприятные налоговые последствия в этой ситуации ждут не только продавца. В свою очередь, покупателю придется заплатить налог на прибыль с суммы предоставленной ему скидки. Ведь контролеры расценят ее как «экономическую выгоду». Такая позиция работников ФНС прослеживается, в частности, в том же письме от 25 июля 2002 г.

Как видите, прежде чем предоставлять поблажку покупателям, следует задуматься о том, как отразить ее в учете. Сами понимаете, первый вариант учета, когда скидка предусмотрена в договоре (или дополнительном соглашении к нему), наиболее выгоден как для продавца, так и для покупателя товаров. Между тем требует значительных затрат и времени на исправление первичных документов и подачу, если необходимо, уточненных деклараций по налогам.

К тому же, если вы последуете именно этому варианту, необходимо помнить о нескольких нюансах. Так, не лишним будет «подвести» скидки под маркетинговую политику компании. Для этого нужно составить приказ о ее проведении, в котором четко прописать, кому, на каких условиях и в каком размере предоставляются поблажки. Кроме того, новые цены, то есть рассчитанные с учетом скидок, нужно указать в прайс-листе. При таком раскладе претензий со стороны проверяющих можно избежать вовсе.


21 сентября специалист Управления администрирования налога на прибыль ФНС России расскажет о тонкостях исчисления и уплаты налога на прибыль и заполнения декларации. А налоговый эксперт даст подробные рекомендации по оптимальному применению норм на практике. В ходе семинара "Налог на прибыль. Официальная позиция ФНС РФ и мнение налоговых экспертов" лекторы ответят на все вопросы слушателей и выстроят занятие в соответствии с их запросами.
Записаться на семинар можно по телефону: 8 (495) 657-85-33.


Другие юридические статьи:
Людмила косткина: пусть бизнес поможет нуждающимся
Социальная сфера всегда была одним из важнейших направлений деятельности как федеральных, так и городских властей. Администрации Петербурга приходится решать множество вопр...

Законодатели открыли дорогу для лизинга доля техники, купленной по лизингу, достигла в 2003 г. 4%
Лишь в последние годы в России появилась юридическая база, необходимая для развития лизинговых отношений. Как считает директор ООО "Интерлизинг" К...

Профильный комитет госдумы рекомендовал принять в первом чтении законопроект, касающийся установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи на заседании 15 мая 2003 года рекомендовал принять в первом чтении закон...

Режим сменился в россии смягчилось валютное законодательство
Новый закон о валютном регулировании, действующий с пятницы, считается либеральнее прежнего. Правда, бизнес почувствует это не сразу. Основные ограничения по распоряжению э...

О том, как главбух «печатному» делу учился
Уже давно не секрет, что заказать нелегальную копию практически любой печати не составляет никакого труда. Но, как показало одно происшествие, и в этом деле есть подводные камни. ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования