Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Должностная инструкция юрисконсульта
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Владимир путин подписал закон, упрощающий регистрацию иностранцев в рф.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и о признании утратившими силу отдельных положен...

Юридические услуги

Регулирование вопросов оплаты труда работников из числа руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Березкин И.В.
 
Опубликовано в номере: Заработная плата №8 / 2004

Принятый с 1 февраля 2002 года новый Трудовой кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел специальную норму, регулирующую вопросы оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора. Однако при этом следует учитывать, что в отношении отдельных категорий лиц нормативными правовыми актами могут устанавливаться специальные правила регулирования оплаты труда (например, руководителей государственных унитарных предприятий).

В части бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, системы оплаты труда определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы» (в редакции изменений и дополнений) или же Указами Президента Российской Федерации, регулирующими вопросы денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. К последним нормативным актам, в частности, относятся Указы Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 309 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений), от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (в редакции изменений и дополнений), от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации».

В настоящее время положения данных Указов Президента Российской Федерации применяются с учетом норм, изложенных в Указе от 10 апреля 2004 г. № 519 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, заменяющих отдельные государственные должности федеральной государственной службы».

Данным Указом, в частности, повышено в 2,1 раза денежное содержание Президента Российской Федерации и Председателя Российской Федерации (соответственно составляет 132300 руб. и 105840 руб. в месяц). Кроме того, введена выплата ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, по соответствующим должностям.

Таким образом, в бюджетной сфере оплата труда работников из числа руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров строится в зависимости от того, относятся они к числу лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, или же данным лицам присваивается соответствующий разряд согласно Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений.

Если лица из числа руководителей бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров являются федеральными государственными служащими, их денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы.

Должностные оклады выплачиваются указанной категории лиц в размерах, установленных в приложении № 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 (в редакции изменений и дополнений, последние из которых датированы 10 апреля 2004 г.).

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд выплачивается в следующих размерах:

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса — 800 руб.;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса — 750 руб.;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса — 700 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса — 650 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса — 600 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса — 550 руб.;
  • советник Российской Федерации 1 класса — 500 руб.;
  • советник Российской Федерации 2 класса — 450 руб.;
  • советник Российской Федерации 3 класса — 400 руб.;
  • советник государственной службы 1 класса — 375 руб.;
  • советник государственной службы 2 класса — 325 руб.;
  • советник государственной службы 3 класса — 300 руб.;
  • референт государственной службы 1 класса — 250 руб.;
  • референт государственной службы 2 класса — 225 руб.;
  • референт государственной службы 3 класса — 200 руб.

Также законодательно установлены размеры выплачиваемых надбавок за особые условия государственной службы и за выслугу лет.

Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы составляет:

  • по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

Ежемесячная надбавка а выслугу лет к должностному окладу составляет:

  • при стаже государственной службы от 1 до 5 лет — 10 процентов;
  • от 5 лет до 10 лет — 15 процентов;
  • от 10 лет до 15 лет — 20 процентов;
  • свыше 15 лет — 30 процентов.

Премии выплачиваются по результатам деятельности федерального государственного служащего и максимальным размерами не ограничивается.

Федеральным государственным служащим также выплачивается материальная помощь. Отдельным категориям федеральных государственных служащих Указами Президента Российской Федерации установлена выплата ежемесячных и ежеквартальных денежных поощрений.

При установлении сотрудникам тех или иных выплат необходимо учитывать, что по каждой из выплат формируется соответствующий фонд. Всего при утверждении фондов оплаты труда для федеральных государственных органов сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год):

  • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) — в размере 4 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы — в размере 14 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере 3 должностных окладов;
  • премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;
  • материальной помощи — в размере 2 должностных окладов.

Если по какому-либо из фондов по соответствующей выплате будут допущено превышение, его допускается покрыть за счет фонда по другой выплате, но в пределах общего фонда оплаты труда.

На тех же принципах и условиях строится оплата труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, что регулируется положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 265.

Если оплата труда руководителей бюджетных учреждений строится на основе Единой тарифной сетки, то им в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 устанавливается с 10 по 18 разряды ЕТС в зависимости от квалификационных требований, устанавливаемых Минтрудом России по возглавляемому учреждению.

Должностной оклад руководителя учреждения, которому устанавливается разряд ЕТС, определяется путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент.

Величина тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС с 1 октября 2003 года составляет 600 руб. (Федеральный закон от 1 октября 2003 г. № 128-ФЗ), а тарифные коэффициенты ЕТС определены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Исходя из этого, должностные оклады руководителей бюджетных учреждений должны составлять (в зависимости от установленного разряда):

  • 10 разряд — 1470 руб. (тарифный коэффициент 2,44);
  • 11 разряд — 1610 руб. (тарифный коэффициент 2,68);
  • 12 разряд — 1740 руб. (тарифный коэффициент 2,89);
  • 13 разряд — 1880 руб. (тарифный коэффициент 3,12);
  • 14 разряд — 2020 руб. (тарифный коэффициент 3,36);
  • 15 разряд — 2180 руб. (тарифный коэффициент 3,62);
  • 16 разряд — 2340 руб. (тарифный коэффициент 3,9);
  • 17 разряд — 2520 руб. (тарифный коэффициент 4,2);
  • 18 разряд — 2700 руб. (тарифный коэффициент 4,5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 609 также определено, что размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1—2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя. Конкретный размер тарифной ставки определяется руководителем учреждения или другим руководителем (начальником) в пределах предоставленных им прав.

Если например, руководителю учреждения установлен 17 разряд и должностной оклад в размере 2520 руб., то его заместителю может быть установлен 15 или 16 разряд и соответственно оклад составит 2180 руб. или 2340 руб.

Для того, чтобы установить разряд руководителю учреждения необходимо воспользоваться квалификационными характеристиками по соответствующей должности, утвержденными Минтрудом России, а также определить к какой группе по оплате труда ЕТС отнесено учреждение.

Например, постановлением Минтруда России от 29 января 2004 г. № 6 утверждены разряды оплаты труды Единой тарифной сетки по должностям работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор.

По должности генерального директора (директора) центра стандартизации, метрологии и сертификации предусмотрен диапазон разрядов ЕТС с 16 по 18. При этом 16 разряд устанавливается исходя из того, что при этом должны выполняться должностные обязанности генерального директора (директора) центра, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей, 17 разряд — при отнесении центра ко II группе по оплате труда руководителей, а 18 разряд — при отнесении центра к I группе по оплате труда руководителей.

Отнесение того или иного центра стандартизации, метрологии и сертификации к соответствующей группе по оплате труда руководителей дополнительно регулируется нормативным актом, издаваемым соответствующим министерством (ведомством) по согласованию с Минтруда России, или иным другим принятым способом.

В дополнение к вышеизложенному, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» определены условия оплаты труда работников отдельных органов Минобороны России, МВД России, Минюста России, МЧС России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России, ГУСП Президента России, а также Спецстроя России.

Перечень органов и учреждений, на которые распространяются положения указанного постановления Правительства Российской Федерации, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Фактически нормы постановления № 1027 распространяются на те организации, штат которых не отнесен ни к государственным служащим, ни к учреждениям, содержащимся на Единой тарифной сетке.

Денежное содержание лиц из числа руководителей органов, оплачиваемых согласно рассматриваемому постановлению Правительства Российской Федерации, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (устанавливается в размере от 50 до 100 процентов), ежемесячной надбавки за выслугу лет, а также премий по результатам работы и материальной помощи.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается в следующих размерах (в процентах от должностного оклада при стаже работы):

  • от 1 до 3 лет включительно — 10 процентов;
  • от 3 до 8 лет включительно — 15 процентов;
  • от 8 до 15 лет включительно — 20 процентов;
  • свыше 15 лет — 30 процентов.

При формировании фондов оплаты труда сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в них предусматриваются средства на выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 8,5 должностных окладов, на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 3 должностных окладов, на выплату премий по результатам работы в размере 3 должностных окладов и на выплату материальной помощи в размере 2 должностных окладов (все из расчета на год).

Регулирование вопросов оплаты труда некоторыми другими нормативными актами осуществляется и в отношении некоторых других категорий работников бюджетных учреждений. Например, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. № 43 и от 26 ноября 1999 г. № 1301 определены условия оплаты труда работников федеральных государственных архивов, включая работников указанных учреждений из числа руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров.

Следует также учитывать, что во всех случаях к заработной плате работников бюджетных учреждений (включая их руководителей, заместителей и главных бухгалтеров) применяются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, а также процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы оплаты труда лиц из числа руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий строятся исходя из того, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества (в его качестве выступают как правило Минимущество России и профильное министерство (ведомство)) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Непосредственно условия оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)».

Исходя из положений указанного нормативного акта оплата труда руководителя государственного унитарного предприятия состоит из должностного оклада и доли от прибыли предприятия за вычетом платежей в бюджет. При этом размер должностного оклада не должен быть менее 10-кратного минимального размера заработной платы (в настоящее время не менее 6000 руб.).

Указанный состав оплаты труда руководителя унитарного предприятия закрепляется в заключаемом с ним трудовом договоре, примерная форма которого определена распоряжением Минимущества России от 11 декабря 2003 г. № 6946-р «Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия».

Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210, должностной оклад руководителя устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на предприятии, в установленной кратности в зависимости от списочной численности:

Списочная численность предприятия
(чел.)
Кратность к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии
до 200 до 10
от 200 до 1 500 до 12
от 1 500 до 10 000 до 14
свыше 10 000 до 16

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

При изменении списочной численности работников предприятия в сторону уменьшения в связи со снижением объемов производства из-за неплатежеспособности потребителей, конверсии и по другим объективным причинам контракты с руководителями, в части размера должностного оклада могут не пересматриваться.

Должностной оклад руководителю устанавливается органом исполнительной власти в фиксированной сумме, то есть в рублях. Повышение оклада производится одновременно с увеличением тарифных ставок на данном предприятии применительно к порядку повышения (индексации) заработной платы, определенному отраслевым (тарифным) соглашением.

Поскольку условия оплаты труда являются существенной и неотъемлемой частью контракта, повышение должностного оклада руководителя предприятия должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

При установлении размера должностного оклада учитывается сложность управления предприятием, его техническая оснащенность, объемы производства продукции и прочее.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки, должностной оклад руководителя рассчитывается исходя из минимального должностного оклада рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных работ (например, механизированных или работ в животноводстве).

Если на предприятии применяется бестарифная система, то для установления должностного оклада руководителя предприятия необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и на ее основе рассчитывается должностной оклад руководителя.

В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку. Например, если доля премиальных выплат составляет 30 процентов, то для расчета ставки 1 разряда фактическая заработная плата по первой квалификационной группе умножается на коэффициент 0,7, если доля премий равна 40 процентов, то на коэффициент 0,6 и т.д.

Величина норматива вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности определяется соответствующим органом исполнительной власти при заключении с руководителем трудового договора и фиксируется в нем.

Норматив определяется как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление, за предшествующий календарный год.

Фактический размер вознаграждения определяется путем умножения на норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за вычетом из нее налога на прибыль и средств, направленных на потребление.

Выплата вознаграждения может осуществляться по результатам работы за квартал или год. Возможны также и ежемесячные выплаты в виде аванса в размерах, не превышающих в совокупности 50 процентов предполагаемой суммы вознаграждения за расчетный период.

На предприятиях отдельных отраслей, по объективным причинам не имеющих прибыли и получающих дотации, в частности, в связи с централизованным регулированием цен на их продукцию, руководители могут премироваться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость продукции. Конкретные условия согласовываются с Минтрудом России. Премирование руководителей убыточных предприятий не предусматривается.

Условия оплаты труда заместителей руководителей государственного унитарного предприятия и главного бухгалтера предприятия определяются соглашением между руководителем предприятия и указанными лицами, и закрепляются в трудовом договоре.

В коммерческих и иных организациях условия оплаты труда работников из числа руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, определяются соглашением сторон трудовых отношений, закрепляемом в трудовом договоре. В акционерных обществах, например, согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции изменений и дополнений) условия оплаты труда руководителя общества определяются согласно трудовому договору, заключаемому от имени общества общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом), если это отнесено к его компетенции.


Другие юридические статьи:
Органы рабочего движения накапливают силы для борьбы
Сегодня на областном заводе Ford Motor Company пройдет предупредительная часовая забастовка. Данная акция протеста далеко не первая, организованная п...

Имущество уточнят
Правительство России внесет на рассмотрение Госдумы проект федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе". Вчера об этом сообщ...

Smirnoff поделят в суде
Сегодня, 26 февраля, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрит иск ООО "П.А. Смирновъ и потомки в Москве" к ЗАО "ЛИВИЗ" о прекращении использования в производстве ...

Метры в кредит разработана уникальная программа обеспечения льготным жильем
У тысяч врачей и педагогов скоро появится реальная возможность улучшить свои жилищные условия. Для этого разработана специальная программа с лаконичным названием "Жилье раб...

Должностная инструкция юрисконсульта
УТВЕРЖДАЮ генеральный директор ____________...

Березкин И.В.
 
Опубликовано в номере: Заработная плата №8 / 2004

Принятый с 1 февраля 2002 года новый Трудовой кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел специальную норму, регулирующую вопросы оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора. Однако при этом следует учитывать, что в отношении отдельных категорий лиц нормативными правовыми актами могут устанавливаться специальные правила регулирования оплаты труда (например, руководителей государственных унитарных предприятий).

В части бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, системы оплаты труда определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы» (в редакции изменений и дополнений) или же Указами Президента Российской Федерации, регулирующими вопросы денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. К последним нормативным актам, в частности, относятся Указы Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 309 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений), от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (в редакции изменений и дополнений), от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации».

В настоящее время положения данных Указов Президента Российской Федерации применяются с учетом норм, изложенных в Указе от 10 апреля 2004 г. № 519 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, заменяющих отдельные государственные должности федеральной государственной службы».

Данным Указом, в частности, повышено в 2,1 раза денежное содержание Президента Российской Федерации и Председателя Российской Федерации (соответственно составляет 132300 руб. и 105840 руб. в месяц). Кроме того, введена выплата ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, по соответствующим должностям.

Таким образом, в бюджетной сфере оплата труда работников из числа руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров строится в зависимости от того, относятся они к числу лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, или же данным лицам присваивается соответствующий разряд согласно Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений.

Если лица из числа руководителей бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров являются федеральными государственными служащими, их денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы.

Должностные оклады выплачиваются указанной категории лиц в размерах, установленных в приложении № 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 (в редакции изменений и дополнений, последние из которых датированы 10 апреля 2004 г.).

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд выплачивается в следующих размерах:

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса — 800 руб.;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса — 750 руб.;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса — 700 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса — 650 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса — 600 руб.;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса — 550 руб.;
  • советник Российской Федерации 1 класса — 500 руб.;
  • советник Российской Федерации 2 класса — 450 руб.;
  • советник Российской Федерации 3 класса — 400 руб.;
  • советник государственной службы 1 класса — 375 руб.;
  • советник государственной службы 2 класса — 325 руб.;
  • советник государственной службы 3 класса — 300 руб.;
  • референт государственной службы 1 класса — 250 руб.;
  • референт государственной службы 2 класса — 225 руб.;
  • референт государственной службы 3 класса — 200 руб.

Также законодательно установлены размеры выплачиваемых надбавок за особые условия государственной службы и за выслугу лет.

Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы составляет:

  • по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

Ежемесячная надбавка а выслугу лет к должностному окладу составляет:

  • при стаже государственной службы от 1 до 5 лет — 10 процентов;
  • от 5 лет до 10 лет — 15 процентов;
  • от 10 лет до 15 лет — 20 процентов;
  • свыше 15 лет — 30 процентов.

Премии выплачиваются по результатам деятельности федерального государственного служащего и максимальным размерами не ограничивается.

Федеральным государственным служащим также выплачивается материальная помощь. Отдельным категориям федеральных государственных служащих Указами Президента Российской Федерации установлена выплата ежемесячных и ежеквартальных денежных поощрений.

При установлении сотрудникам тех или иных выплат необходимо учитывать, что по каждой из выплат формируется соответствующий фонд. Всего при утверждении фондов оплаты труда для федеральных государственных органов сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год):

  • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) — в размере 4 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы — в размере 14 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере 3 должностных окладов;
  • премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;
  • материальной помощи — в размере 2 должностных окладов.

Если по какому-либо из фондов по соответствующей выплате будут допущено превышение, его допускается покрыть за счет фонда по другой выплате, но в пределах общего фонда оплаты труда.

На тех же принципах и условиях строится оплата труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, что регулируется положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 265.

Если оплата труда руководителей бюджетных учреждений строится на основе Единой тарифной сетки, то им в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 устанавливается с 10 по 18 разряды ЕТС в зависимости от квалификационных требований, устанавливаемых Минтрудом России по возглавляемому учреждению.

Должностной оклад руководителя учреждения, которому устанавливается разряд ЕТС, определяется путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент.

Величина тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС с 1 октября 2003 года составляет 600 руб. (Федеральный закон от 1 октября 2003 г. № 128-ФЗ), а тарифные коэффициенты ЕТС определены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Исходя из этого, должностные оклады руководителей бюджетных учреждений должны составлять (в зависимости от установленного разряда):

  • 10 разряд — 1470 руб. (тарифный коэффициент 2,44);
  • 11 разряд — 1610 руб. (тарифный коэффициент 2,68);
  • 12 разряд — 1740 руб. (тарифный коэффициент 2,89);
  • 13 разряд — 1880 руб. (тарифный коэффициент 3,12);
  • 14 разряд — 2020 руб. (тарифный коэффициент 3,36);
  • 15 разряд — 2180 руб. (тарифный коэффициент 3,62);
  • 16 разряд — 2340 руб. (тарифный коэффициент 3,9);
  • 17 разряд — 2520 руб. (тарифный коэффициент 4,2);
  • 18 разряд — 2700 руб. (тарифный коэффициент 4,5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 609 также определено, что размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1—2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя. Конкретный размер тарифной ставки определяется руководителем учреждения или другим руководителем (начальником) в пределах предоставленных им прав.

Если например, руководителю учреждения установлен 17 разряд и должностной оклад в размере 2520 руб., то его заместителю может быть установлен 15 или 16 разряд и соответственно оклад составит 2180 руб. или 2340 руб.

Для того, чтобы установить разряд руководителю учреждения необходимо воспользоваться квалификационными характеристиками по соответствующей должности, утвержденными Минтрудом России, а также определить к какой группе по оплате труда ЕТС отнесено учреждение.

Например, постановлением Минтруда России от 29 января 2004 г. № 6 утверждены разряды оплаты труды Единой тарифной сетки по должностям работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор.

По должности генерального директора (директора) центра стандартизации, метрологии и сертификации предусмотрен диапазон разрядов ЕТС с 16 по 18. При этом 16 разряд устанавливается исходя из того, что при этом должны выполняться должностные обязанности генерального директора (директора) центра, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей, 17 разряд — при отнесении центра ко II группе по оплате труда руководителей, а 18 разряд — при отнесении центра к I группе по оплате труда руководителей.

Отнесение того или иного центра стандартизации, метрологии и сертификации к соответствующей группе по оплате труда руководителей дополнительно регулируется нормативным актом, издаваемым соответствующим министерством (ведомством) по согласованию с Минтруда России, или иным другим принятым способом.

В дополнение к вышеизложенному, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» определены условия оплаты труда работников отдельных органов Минобороны России, МВД России, Минюста России, МЧС России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России, ГУСП Президента России, а также Спецстроя России.

Перечень органов и учреждений, на которые распространяются положения указанного постановления Правительства Российской Федерации, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Фактически нормы постановления № 1027 распространяются на те организации, штат которых не отнесен ни к государственным служащим, ни к учреждениям, содержащимся на Единой тарифной сетке.

Денежное содержание лиц из числа руководителей органов, оплачиваемых согласно рассматриваемому постановлению Правительства Российской Федерации, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (устанавливается в размере от 50 до 100 процентов), ежемесячной надбавки за выслугу лет, а также премий по результатам работы и материальной помощи.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет устанавливается в следующих размерах (в процентах от должностного оклада при стаже работы):

  • от 1 до 3 лет включительно — 10 процентов;
  • от 3 до 8 лет включительно — 15 процентов;
  • от 8 до 15 лет включительно — 20 процентов;
  • свыше 15 лет — 30 процентов.

При формировании фондов оплаты труда сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в них предусматриваются средства на выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 8,5 должностных окладов, на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 3 должностных окладов, на выплату премий по результатам работы в размере 3 должностных окладов и на выплату материальной помощи в размере 2 должностных окладов (все из расчета на год).

Регулирование вопросов оплаты труда некоторыми другими нормативными актами осуществляется и в отношении некоторых других категорий работников бюджетных учреждений. Например, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. № 43 и от 26 ноября 1999 г. № 1301 определены условия оплаты труда работников федеральных государственных архивов, включая работников указанных учреждений из числа руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров.

Следует также учитывать, что во всех случаях к заработной плате работников бюджетных учреждений (включая их руководителей, заместителей и главных бухгалтеров) применяются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, а также процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы оплаты труда лиц из числа руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий строятся исходя из того, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества (в его качестве выступают как правило Минимущество России и профильное министерство (ведомство)) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Непосредственно условия оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)».

Исходя из положений указанного нормативного акта оплата труда руководителя государственного унитарного предприятия состоит из должностного оклада и доли от прибыли предприятия за вычетом платежей в бюджет. При этом размер должностного оклада не должен быть менее 10-кратного минимального размера заработной платы (в настоящее время не менее 6000 руб.).

Указанный состав оплаты труда руководителя унитарного предприятия закрепляется в заключаемом с ним трудовом договоре, примерная форма которого определена распоряжением Минимущества России от 11 декабря 2003 г. № 6946-р «Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия».

Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210, должностной оклад руководителя устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на предприятии, в установленной кратности в зависимости от списочной численности:

Списочная численность предприятия
(чел.)
Кратность к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии
до 200 до 10
от 200 до 1 500 до 12
от 1 500 до 10 000 до 14
свыше 10 000 до 16

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

При изменении списочной численности работников предприятия в сторону уменьшения в связи со снижением объемов производства из-за неплатежеспособности потребителей, конверсии и по другим объективным причинам контракты с руководителями, в части размера должностного оклада могут не пересматриваться.

Должностной оклад руководителю устанавливается органом исполнительной власти в фиксированной сумме, то есть в рублях. Повышение оклада производится одновременно с увеличением тарифных ставок на данном предприятии применительно к порядку повышения (индексации) заработной платы, определенному отраслевым (тарифным) соглашением.

Поскольку условия оплаты труда являются существенной и неотъемлемой частью контракта, повышение должностного оклада руководителя предприятия должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

При установлении размера должностного оклада учитывается сложность управления предприятием, его техническая оснащенность, объемы производства продукции и прочее.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки, должностной оклад руководителя рассчитывается исходя из минимального должностного оклада рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных работ (например, механизированных или работ в животноводстве).

Если на предприятии применяется бестарифная система, то для установления должностного оклада руководителя предприятия необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и на ее основе рассчитывается должностной оклад руководителя.

В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку. Например, если доля премиальных выплат составляет 30 процентов, то для расчета ставки 1 разряда фактическая заработная плата по первой квалификационной группе умножается на коэффициент 0,7, если доля премий равна 40 процентов, то на коэффициент 0,6 и т.д.

Величина норматива вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности определяется соответствующим органом исполнительной власти при заключении с руководителем трудового договора и фиксируется в нем.

Норматив определяется как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление, за предшествующий календарный год.

Фактический размер вознаграждения определяется путем умножения на норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за вычетом из нее налога на прибыль и средств, направленных на потребление.

Выплата вознаграждения может осуществляться по результатам работы за квартал или год. Возможны также и ежемесячные выплаты в виде аванса в размерах, не превышающих в совокупности 50 процентов предполагаемой суммы вознаграждения за расчетный период.

На предприятиях отдельных отраслей, по объективным причинам не имеющих прибыли и получающих дотации, в частности, в связи с централизованным регулированием цен на их продукцию, руководители могут премироваться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость продукции. Конкретные условия согласовываются с Минтрудом России. Премирование руководителей убыточных предприятий не предусматривается.

Условия оплаты труда заместителей руководителей государственного унитарного предприятия и главного бухгалтера предприятия определяются соглашением между руководителем предприятия и указанными лицами, и закрепляются в трудовом договоре.

В коммерческих и иных организациях условия оплаты труда работников из числа руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, определяются соглашением сторон трудовых отношений, закрепляемом в трудовом договоре. В акционерных обществах, например, согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции изменений и дополнений) условия оплаты труда руководителя общества определяются согласно трудовому договору, заключаемому от имени общества общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом), если это отнесено к его компетенции.


Другие юридические статьи:
Органы рабочего движения накапливают силы для борьбы
Сегодня на областном заводе Ford Motor Company пройдет предупредительная часовая забастовка. Данная акция протеста далеко не первая, организованная п...

Имущество уточнят
Правительство России внесет на рассмотрение Госдумы проект федерального закона "О государственном и муниципальном имуществе". Вчера об этом сообщ...

Smirnoff поделят в суде
Сегодня, 26 февраля, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрит иск ООО "П.А. Смирновъ и потомки в Москве" к ЗАО "ЛИВИЗ" о прекращении использования в производстве ...

Метры в кредит разработана уникальная программа обеспечения льготным жильем
У тысяч врачей и педагогов скоро появится реальная возможность улучшить свои жилищные условия. Для этого разработана специальная программа с лаконичным названием "Жилье раб...

Должностная инструкция юрисконсульта
УТВЕРЖДАЮ генеральный директор ____________...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования