Зарубежные компании не могут локализовать свое производство в
России Автомобильный завод компании Ford Motor Company (FMC) в городе
Всеволожске в последнее время стал поставщиком новостей поневоле. То очередная
профсоюзная забастовка прогремит, то разразится конфликт сразу с двумя
государственными силовыми структурами - Северо-Западным таможенным управлением
и областными налоговыми органами.
В июне 2006 года таможенники обвинили завод "Форд-Всеволожск"
в нарушении условий инвестиционного договора. Этот демарш СЗТУ знаменует собой
новый этап отношений между зарубежным бизнесом и государством. Инвестиционное
движение в России перестает быть односторонним.
Плата за льготу -100 миллионов долларов
Ваш корреспондент за последние 3-4 года несколько раз
присутствовал на закладке первых камней и открытии "капиталистических" заводов
в Петербурге и его окрестностях. В том числе - во Всеволожске, где 18 июня 2002
года состоялся запуск автомобильного конвейера компании Ford.
Алгоритм приветственных речей всегда одинаков, губернатор
благодарит крупного иностранного инвестора за то, что он выбрал для бизнеса
невскую землю и предоставит на новой площадке 300 (500,700...)
высокооплачиваемых рабочих мест. Кроме того, глава региона объявляет о
предоставлении очередному инвестору местных налоговых льгот.
В свою очередь, руководители концернов (Bosch, Alcatec,
Scania...) дают слово губернатору, что "с развитием производства на завод будут
поставляться узлы и детали от российских производителей". К сожалению, эти
обещания выполняются далеко не всегда. Впрочем, о доле российской комплектации
в объеме выпуска инвестор всегда говорит осторожно.
"Локальная" проблема завода "Форд-Всеволожск" актуальна и для
Питера, где в 2007-2009 годах вступят в строй сразу 3 завода корпораций GM
Nissan и Toyota. Лидеры мирового автопрома получили статус стратегического
инвестора. Все стратегические инвесторы с капитальными вложениями от 100
миллионов долларов, или трех миллиардов рублей, имеют в нашем городе
региональные преференции. В июне 2006 года депутаты ЗС приняли дополнения в
закон "О налоговых льготах" . Теперь стратегический зарубежный партнер на целых
5 лет освобождается от уплаты налога на имущество и получает более низкую ставку
налога на прибыль (20 процентов).
Председатель комитета экономического развития, промышленной
политики и торговли Владимир Бланк обсчитал налоговую базу инвестиционного
проекта в 5 миллиардов рублей и доложил ее на последнем заседании городского
правительства. Чиновник подчеркнул, что без налоговых льгот бюджет получил бы
от инвестора за 5 дет 1 миллиард 360 миллионов рублей; а "с преференциями - 1
миллиард 80 миллионов. Таким образом, из доходов выпадает 280 миллионов рублей,
зато в бюджет гарантированно поступает миллиард.
Валентина Матвиенко с такой арифметикой согласилась. Она
подчеркнула. что годовой объем продаж машин будущих петербургских автозаводов
Nissan и General Motors в 2009 году составит 40 миллиардов рублей. Это на 15
миллиардов больше, чем у городского промышленного флагмана - судостроения.
Сводная сумма вложений в первую очередь заводов "Ниссана" и
"Тойоты" составит 315 миллионов долларов, или 8 миллиардов 500 миллионов
рублей. Даже с учетом льготного налога на прибыль за 5 лет город соберет с этих
двух производств налоговый урожай в 1 миллиард 600 миллионов рублей.
Но при всей привлекательности региональных льгот крупный
иностранный бизнес приходит в Россию из-за федеральных преференций.
Его пример -другим наука
Ford Motor Company заключил договор о строительстве
автомобильного производства в Ленинградской области в 1999 году. После дефолта
приход на российский рынок такой мощной корпорации, как FMC, воспринимался как
экономическое чудо.
Американцы получили невиданные льготы. В числе главных - право
на беспошлинную доставку во Всеволожск "родных" узлов и деталей
(машинокомплектов) модели Ford Focus и беспошлинный вывоз готовой продукции. По
инвестиционному договору с Министерством экономического развития и торговли
(МЭРТ) России и СЗТУ завод "Форд-Всеволожск" считался таможенным складом. Это
давало ему огромные конкурентные преимущества по сравнению с "Фокусами",
собранными в других европейских странах.
Словом, FMC во Всеволожске получил много прав (в том числе -
региональные льготы по налогу на прибыль) и только одну обязанность. По
условиям соглашения с Министерством экономического развития завод к 2006 году
должен был локализовать производство (привлечь к сборке российских партнеров)
на 40 процентов, а в 2007-м уже на 50.
Хозяева конвейера об этом условии, видимо, "забыли", и их
понять можно. Ну не умеет отечественный автопром делать качественные машины и
даже запасные части! Однако российские чиновники вписывали в договор заведомо
невыполнимый пункт. Или они надеялись, что через 5 лет все будет иначе?
Иностранцы соглашались, чтобы не платить большие деньги за
растаможку, и таким образом нарушали условия договора. С середины июня 2006
года работники СЗТУ начали оформлять всеволожские "Фокусы" без "кордонных"
льгот. По данным СЗТУ, полностью растаможенная машина станет дороже сразу на
140 тысяч рублей, что сделает "Фокус-2" неконкурентоспособным. Правда, к
оформлению "по полной" таможенники еще не приступили.
Владельцы завода настаивают, что условие 40-процентной
локализации ими выполняется. Так как реальное производство по документам
считается таможенным складом, доля локализации рассчитывается не по объемам
российских поставок. Расчет идет по себестоимости - зарплате, издержкам на
энергообеспечение и другим факторам,
Юристы FMC будут опротестовывать действия таможни в
Арбитражном суде и, возможно, выиграют процесс. Не конфликт интересов на
областном "Форде" - это не частный случай, а предупреждение зарубежным
компаниям: условия инвестиционного договора надо выполнять. Времена, когда мы
соглашались на любые условия иностранного партнера, прошли.
...14 июня 2006 года в Шушарах заложили новый завод компании
General Motors. Управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун
пообещал, что при производстве модели "Шевроле-Каптива" будут использоваться
детали и российских поставщиков. В каких объемах - менеджер не уточнил, но,
видимо, локализация прописана в инвестиционном договоре между General Motors и
МЭРТ России. На решение американцев обосноваться в Питере во многом повлияло
постановление правительства РФ о таможенных льготах на импортные
автокомпоненты.
GM прыгнул в последний вагон российских льгот. Договор с
ведомством Грефа они подписали 29 мая 2006 года. а с июня прием заявок на
таможенные льготы МЭРТ приостановил. Правила ВТО, куда собирается вступить наша
страна, запрещают практику налоговых уступок.
Выполнят ли свои обязательства американцы?
***
Комментарии
Максим Соколов, председатель городского комитета по
инвестициям и стратегическим проектам:
- Любой уважающий себя автоконцерн должен выполнять взятые на
себя обязательства.
Екатерина Кулиненко, пресс-секретарь завода
"Форд-Всеволожск":
- Завод обладает необходимым уровнем локализации в 40
процентов.
***
По данным СЗТУ, задолженность завода "Форд-Всеволожск"
таможенным органам составила 400 миллионов рублей. На эти деньги можно собрать
2,5 тысячи автомобилей Ford Focus. 124 миллиона рублей уже поступили на счет
таможни. - За сутки через Северо-Западное таможенное управление проходит до 300
машинокомплектов для модели Ford Focus. Которые раньше поступали на завод
беспошлинно. С 1б июня 2006 года растаможка этих 300 комплектов обходится в 42
миллиона рублей.
Сергей Тачаев