Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Не слабое звено
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
"торговый двор" попал под мап конкуренты требуют вернуть участок на торги
Территориальное управление МАП РФ по СПб и ЛО считает, что администрация города нарушила закон, предоставив земельный участок на Средней Рогатке ЗАО "Торговый Двор". ...

Юридические услуги

Берем в актив товарный знак

Учет, налоги, право /

До недавнего времени вопрос о включении в состав расходов при расчете налога на прибыль амортизации по нематериальным активам считался бесспорным. Главное было признать для целей налогового учета актив нематериальным, а дальше, как говорится, дело техники. Однако Минфин России думает иначе. Подтверждение тому - письмо от 29.07.04 № 07-05-14/199. Оказывается, по товарному знаку, который в налоговом учете признается нематериальным активом, начисленную амортизацию можно отнести на расходы не всегда. Так ли это?

С.В. Князева, эксперт «УНП»

Признать - амортизировать

То, что исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам, не вызывает у специалистов Минфина сомнений. Однако они считают, что если товарный знак организации не используется при производстве и реализации товаров (работ, услуг), то начисленную по нему амортизацию нельзя учесть при расчете налога на прибыль (письмо от 29.07.04 № 07-05-14/199). Такой вывод сделан на основании пункта 3 статьи 257 НК РФ, в котором дано определение нематериального актива.

Цитируем закон:

«...Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)...»

Пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ

Но минуточку! В этой норме кодекса речь идет о правилах признания актива нематериальным, а не о возможности отнесения начисленной по нему амортизации на расходы. Если нематериальный актив не используется в производстве и реализации товаров, работ или услуг, то он изначально не может быть признан таковым. Следовательно, и амортизация по нему не будет начисляться.

Использовать можно по-разному

Итак, мы выяснили, что если объект признан для целей налогообложения прибыли нематериальным активом, то амортизация по нему учитывается в составе расходов. Поэтому, как и раньше, главным вопросом остается факт признания актива нематериальным. Давайте разберемся, при соблюдении каких условий товарный знак можно смело отнести в состав нематериальных активов и начислять по нему амортизацию. Таких условий всего три.

Первое - нематериальный актив должен приносить организации экономические выгоды.

Второе условие - наличие документов, подтверждающих существование нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе охранные документы). Для товарного знака охранным документом является свидетельство о его регистрации (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Только при наличии такого свидетельства товарный знак признается нематериальным активом.

И наконец, третье и самое спорное условие - использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).

В том случае, когда товарный знак присутствует на изготавливаемой продукции, вопросов не возникает. Ясно сразу - он непосредственно используется в производстве. А как быть в том случае, когда организация, например, не наладила выпуск продукции, а товарный знак уже зарегистрирован?

Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, что подразумевается под «использованием товарного знака». Для этого обратимся к закону о товарных знаках. Оказывается, организация может использовать товарный знак не только на продукции, для которой он был зарегистрирован. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Но только при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или упаковках (п. 1 ст. 22 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1). Неиспользование товарного знака на продукции из-за того, что ее выпуск еще не начат, вполне можно считать уважительной причиной.

Затраты же на проведение, к примеру, рекламной кампании по товарам, производство которых еще только налаживается, являются расходами, связанными с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, товарный знак можно признать нематериальным активом и до начала производства.

Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы. Так, специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России заверили корреспондента «УНП», что при наличии свидетельства о регистрации товарного знака и использовании его в деятельности организации проблем с признанием товарного знака нематериальным активом не возникает.


Другие юридические статьи:
Правительство продолжит снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование, необходимое для модернизации отраслей российской экономики.
Правительство продолжит снижение ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, необходимое для модернизации о...

Горячая линия
Немало вопросов возникает у читателей "Для тех, кому за..." по поводу Закона о монетизации льгот (ФЗ-122) . ...

"и еще арбитражных судей убивают" третья власть не чувствует себя защищенной
В среду в Москве открылось ежегодное совещание председателей арбитражных судов России. В течение трех дней приехавшие из всех регионов страны судьи будут подводить итоги су...

Президент поведал о былом разработчики бюджета получили ориентиры
Москва. Озвученное вчера бюджетное послание Президента РФ не содержит откровений: большинство из предложений были высказаны ранее. ...

Не слабое звено
Первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев (на снимке) проинспектировал выполнение национальных проектов в Ленобласти. Посетив поликли...

Учет, налоги, право /

До недавнего времени вопрос о включении в состав расходов при расчете налога на прибыль амортизации по нематериальным активам считался бесспорным. Главное было признать для целей налогового учета актив нематериальным, а дальше, как говорится, дело техники. Однако Минфин России думает иначе. Подтверждение тому - письмо от 29.07.04 № 07-05-14/199. Оказывается, по товарному знаку, который в налоговом учете признается нематериальным активом, начисленную амортизацию можно отнести на расходы не всегда. Так ли это?

С.В. Князева, эксперт «УНП»

Признать - амортизировать

То, что исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам, не вызывает у специалистов Минфина сомнений. Однако они считают, что если товарный знак организации не используется при производстве и реализации товаров (работ, услуг), то начисленную по нему амортизацию нельзя учесть при расчете налога на прибыль (письмо от 29.07.04 № 07-05-14/199). Такой вывод сделан на основании пункта 3 статьи 257 НК РФ, в котором дано определение нематериального актива.

Цитируем закон:

«...Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)...»

Пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ

Но минуточку! В этой норме кодекса речь идет о правилах признания актива нематериальным, а не о возможности отнесения начисленной по нему амортизации на расходы. Если нематериальный актив не используется в производстве и реализации товаров, работ или услуг, то он изначально не может быть признан таковым. Следовательно, и амортизация по нему не будет начисляться.

Использовать можно по-разному

Итак, мы выяснили, что если объект признан для целей налогообложения прибыли нематериальным активом, то амортизация по нему учитывается в составе расходов. Поэтому, как и раньше, главным вопросом остается факт признания актива нематериальным. Давайте разберемся, при соблюдении каких условий товарный знак можно смело отнести в состав нематериальных активов и начислять по нему амортизацию. Таких условий всего три.

Первое - нематериальный актив должен приносить организации экономические выгоды.

Второе условие - наличие документов, подтверждающих существование нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе охранные документы). Для товарного знака охранным документом является свидетельство о его регистрации (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Только при наличии такого свидетельства товарный знак признается нематериальным активом.

И наконец, третье и самое спорное условие - использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).

В том случае, когда товарный знак присутствует на изготавливаемой продукции, вопросов не возникает. Ясно сразу - он непосредственно используется в производстве. А как быть в том случае, когда организация, например, не наладила выпуск продукции, а товарный знак уже зарегистрирован?

Для ответа на этот вопрос нужно разобраться, что подразумевается под «использованием товарного знака». Для этого обратимся к закону о товарных знаках. Оказывается, организация может использовать товарный знак не только на продукции, для которой он был зарегистрирован. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Но только при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или упаковках (п. 1 ст. 22 Закона РФ от 23.09.92 № 3520-1). Неиспользование товарного знака на продукции из-за того, что ее выпуск еще не начат, вполне можно считать уважительной причиной.

Затраты же на проведение, к примеру, рекламной кампании по товарам, производство которых еще только налаживается, являются расходами, связанными с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, товарный знак можно признать нематериальным активом и до начала производства.

Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговые органы. Так, специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России заверили корреспондента «УНП», что при наличии свидетельства о регистрации товарного знака и использовании его в деятельности организации проблем с признанием товарного знака нематериальным активом не возникает.


Другие юридические статьи:
Правительство продолжит снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование, необходимое для модернизации отраслей российской экономики.
Правительство продолжит снижение ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, необходимое для модернизации о...

Горячая линия
Немало вопросов возникает у читателей "Для тех, кому за..." по поводу Закона о монетизации льгот (ФЗ-122) . ...

"и еще арбитражных судей убивают" третья власть не чувствует себя защищенной
В среду в Москве открылось ежегодное совещание председателей арбитражных судов России. В течение трех дней приехавшие из всех регионов страны судьи будут подводить итоги су...

Президент поведал о былом разработчики бюджета получили ориентиры
Москва. Озвученное вчера бюджетное послание Президента РФ не содержит откровений: большинство из предложений были высказаны ранее. ...

Не слабое звено
Первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев (на снимке) проинспектировал выполнение национальных проектов в Ленобласти. Посетив поликли...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования