Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Неправильный учет как средство минимизации
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Кратко
Вчера Смольный официально опубликовал пакет законов о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Через 10 дней после опубликования законы ...

Юридические услуги

Щит для ланцелотов

Почти два года жителям Петербурга помогал защищаться от небоскребов и магазинов, наступающих на скверы и детские площадки, закон об общественных слушаниях N 114-20 .

Смольный решил его переписать. Новый закон, обсуждаемый Законодательным собранием, "вооружит" граждан примерно так же, как у Шварца в "Драконе" Бургомистр вооружил Ланцелота - тазиком от цирюльника вместо шлема и медным подносом вместо щита.

Зачем его переписали

В январе 2005-го в России вступил в действие новый Градостроительный кодекс (ГК РФ). По мнению юристов Строительного комитета Смольного, новый проект закона позволяет привести питерские порядки и правила в соответствие с федеральной нормой.

Между тем разработчики действующего в Петербурге закона убеждены, что принципиальных расхождений с ГК РФ у их детища нет. "Наш закон и новый Градостроительный кодекс имеют общие корни. Это "европейские" законы, - считает Александр Карпов, один из идеологов закона N 114-20, консультирующий в настоящее время правительство Великобритании. - Они подготовлены на основании наиболее современных, проверенных европейским опытом правовых концепций в сфере защиты прав граждан".

По мнению Карпова, достаточно было заменить в действующем законе термин "общественные слушания" на формулировку ГК РФ "публичные слушания". И еще прописать в так называемой специальной части закона отдельные процедуры для нескольких типов градостроительной документации. Но Смольный пошел другим путем.

Было конкретно, стало размыто

Сила действующего закона - в его конкретности. Он подробно перечисляет, какие документы власть и застройщик должны подготовить и представить общественности (не только на слушания, но и по запросу заинтересованных граждан), как организовывать и проводить обсуждения, какая ответственность и для кого наступает в случае, если регламент нарушен и мнение народа не учтено.

Петербуржцам с этим законом в руках удобно идти в суд - там сразу выясняется, кто и что нарушил, какие согласования не получены, какие экспертизы не проведены. По данным "АиФ-Петербург", у некоторых комитетов Смольного попросту стало не хватать юристов, чтобы "проявлять уважение к суду" и направлять своего представителя на каждое заседание, где граждане тягаются с Правительством города. Но зачастую дело даже не доходит до суда. К примеру, недавно на Гражданке одна строительная фирма задумала развернуть масштабное строительство на месте так называемых "желтых домиков" - трехэтажных зданий, возведенных вскоре после войны. Ссылаясь на данные некой экспертизы и заключение районных властей, народу предлагали переселяться из якобы аварийных зданий. А когда наиболее бдительные граждане, вооружившись законом N 114-20, запросили соответствующие документы, "аварийность" оказалась: чистейшей воды вымыслом.

Новый проект Смольного подробными перечнями не отягощен, и вообще серьезно сужает возможности граждан по части защиты своих прав (хотя и декларирует обратное в п. 2 статьи 2). Слушания теперь не обязательно проводить в том же районе. Вдвое сокращаются сроки выставки градостроительных документов - с 20 дней до 10. Узнать о такой экспозиции и поучаствовать в процедуре обсуждения тоже будет сложнее, поскольку печатать соответствующие объявления в газетах новый закон не обязывает. Достаточно вывесить информацию "на официальном сайте принявшего решение исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в сети Интернет" (читай - сайте Комитета по строительству) да разослать уведомления соответствующим депутатам ЗакСа и муниципальных образований.

Когда юристы, два года помогавшие петербуржцам бороться с уплотнительной застройкой, ознакомились с проектом, их удивлению не было предела. "Мы и раньше замечали тенденцию со стороны властей и строительных фирм предоставлять гражданам как можно меньше информации о строительстве, - рассказывает "АиФ-Петербург" адвокат Евгений Баклагин. - Но теперь складывается впечатление, что весь опыт, накопленный в этой сфере, власти решили отбросить и начать "с чистого листа".

"Уплотниловка" не вернется?

Любопытно, что губернатор Петербурга имеет непосредственное отношение и к действующему закону, и к нормативно-правовому акту, внесенному 26 октября 2005 года на рассмотрение Законодательного собрания. Покончить с уплотнительной застройкой Валентина Матвиенко обещала в 2003 году во время своей избирательной кампании. Закон N 114-20 в феврале 2004 года просто воплотил в жизнь этот пункт предвыборной программы губернатора. Однако в последние несколько месяцев глава городского правительства неоднократно возмущалась "летучими голландцами", которые участие в слушаниях превратили в свою профессию, кочуют из района в район и возбуждают умы.

Составители нового закона пожелание губернатора учли. В представленном ими документе больше нет нормы, признававшей "заинтересованной общественностью" петербуржцев, зарегистрированных в 100 метрах от "объекта градостроительного решения", а также ЖСК и ТСЖ из затрагиваемого квартала. Помянуты только граждане, проживающие на территории, "применительно к которой осуществляется подготовка документации", а также лица, "законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией документации". По этой логике при сооружении стационарного кафе в Сосновке мнение жителей домов с другой стороны Светлановского проспекта узнавать уже необязательно.

По одной из версий, разработчики нового закона использовали ГК РФ как повод, а позицию губернатора (возбуждение умов сегодня не приветствуется и на уровне Кремля) - как предлог, чтобы облегчить жизнь властям и строителям. Источник в Смольном, близкий к Валентине Матвиенко, в свою очередь, не исключает, что строители "могли преследовать свои цели, губернатору не известные". Но, по мнению источника, "возвращение к практике уплотнительной застройки в Петербурге все равно невозможно" из-за последних изменений российского законодательства. С 1 октября в стране земельные участки на уже освоенных территориях предоставляются под застройку только через конкурсные процедуры, а это, по мнению чиновника, - "достаточная гарантия гласности".

Борислав МИХАЙЛИЧЕНКО


Другие юридические статьи:
Финансистам велели слиться
СПб. Федеральные власти нанесли очередной удар по мелким и средним банкам. С 1 января 2007 г. тем из...

Общественная палата добавит доверия к власти
Впервые об Общественной палате заговорили после Беслана - в конце сентября 2004 года: президент Путин на одном из заседаний правительства предложил создать организацию, кот...

Соглашение о разделе имущества, находящегося в долевой собственности
СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ г. _____...

Банковские вклады застрахуют с проблемами какой будет система страхования банковских вкладов, пока не знает никто
Закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" будет рассмотрен во втором чтении в течение ближайшего месяца. Такой прогноз высказал "ДП...

Неправильный учет как средство минимизации
Материал предоставлен журналом "Расчет" / Татьяна ПАРХОМЕНКО Скрывать налогооблагаемую базу, отражая хозяйственные оп...

Почти два года жителям Петербурга помогал защищаться от небоскребов и магазинов, наступающих на скверы и детские площадки, закон об общественных слушаниях N 114-20 .

Смольный решил его переписать. Новый закон, обсуждаемый Законодательным собранием, "вооружит" граждан примерно так же, как у Шварца в "Драконе" Бургомистр вооружил Ланцелота - тазиком от цирюльника вместо шлема и медным подносом вместо щита.

Зачем его переписали

В январе 2005-го в России вступил в действие новый Градостроительный кодекс (ГК РФ). По мнению юристов Строительного комитета Смольного, новый проект закона позволяет привести питерские порядки и правила в соответствие с федеральной нормой.

Между тем разработчики действующего в Петербурге закона убеждены, что принципиальных расхождений с ГК РФ у их детища нет. "Наш закон и новый Градостроительный кодекс имеют общие корни. Это "европейские" законы, - считает Александр Карпов, один из идеологов закона N 114-20, консультирующий в настоящее время правительство Великобритании. - Они подготовлены на основании наиболее современных, проверенных европейским опытом правовых концепций в сфере защиты прав граждан".

По мнению Карпова, достаточно было заменить в действующем законе термин "общественные слушания" на формулировку ГК РФ "публичные слушания". И еще прописать в так называемой специальной части закона отдельные процедуры для нескольких типов градостроительной документации. Но Смольный пошел другим путем.

Было конкретно, стало размыто

Сила действующего закона - в его конкретности. Он подробно перечисляет, какие документы власть и застройщик должны подготовить и представить общественности (не только на слушания, но и по запросу заинтересованных граждан), как организовывать и проводить обсуждения, какая ответственность и для кого наступает в случае, если регламент нарушен и мнение народа не учтено.

Петербуржцам с этим законом в руках удобно идти в суд - там сразу выясняется, кто и что нарушил, какие согласования не получены, какие экспертизы не проведены. По данным "АиФ-Петербург", у некоторых комитетов Смольного попросту стало не хватать юристов, чтобы "проявлять уважение к суду" и направлять своего представителя на каждое заседание, где граждане тягаются с Правительством города. Но зачастую дело даже не доходит до суда. К примеру, недавно на Гражданке одна строительная фирма задумала развернуть масштабное строительство на месте так называемых "желтых домиков" - трехэтажных зданий, возведенных вскоре после войны. Ссылаясь на данные некой экспертизы и заключение районных властей, народу предлагали переселяться из якобы аварийных зданий. А когда наиболее бдительные граждане, вооружившись законом N 114-20, запросили соответствующие документы, "аварийность" оказалась: чистейшей воды вымыслом.

Новый проект Смольного подробными перечнями не отягощен, и вообще серьезно сужает возможности граждан по части защиты своих прав (хотя и декларирует обратное в п. 2 статьи 2). Слушания теперь не обязательно проводить в том же районе. Вдвое сокращаются сроки выставки градостроительных документов - с 20 дней до 10. Узнать о такой экспозиции и поучаствовать в процедуре обсуждения тоже будет сложнее, поскольку печатать соответствующие объявления в газетах новый закон не обязывает. Достаточно вывесить информацию "на официальном сайте принявшего решение исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в сети Интернет" (читай - сайте Комитета по строительству) да разослать уведомления соответствующим депутатам ЗакСа и муниципальных образований.

Когда юристы, два года помогавшие петербуржцам бороться с уплотнительной застройкой, ознакомились с проектом, их удивлению не было предела. "Мы и раньше замечали тенденцию со стороны властей и строительных фирм предоставлять гражданам как можно меньше информации о строительстве, - рассказывает "АиФ-Петербург" адвокат Евгений Баклагин. - Но теперь складывается впечатление, что весь опыт, накопленный в этой сфере, власти решили отбросить и начать "с чистого листа".

"Уплотниловка" не вернется?

Любопытно, что губернатор Петербурга имеет непосредственное отношение и к действующему закону, и к нормативно-правовому акту, внесенному 26 октября 2005 года на рассмотрение Законодательного собрания. Покончить с уплотнительной застройкой Валентина Матвиенко обещала в 2003 году во время своей избирательной кампании. Закон N 114-20 в феврале 2004 года просто воплотил в жизнь этот пункт предвыборной программы губернатора. Однако в последние несколько месяцев глава городского правительства неоднократно возмущалась "летучими голландцами", которые участие в слушаниях превратили в свою профессию, кочуют из района в район и возбуждают умы.

Составители нового закона пожелание губернатора учли. В представленном ими документе больше нет нормы, признававшей "заинтересованной общественностью" петербуржцев, зарегистрированных в 100 метрах от "объекта градостроительного решения", а также ЖСК и ТСЖ из затрагиваемого квартала. Помянуты только граждане, проживающие на территории, "применительно к которой осуществляется подготовка документации", а также лица, "законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией документации". По этой логике при сооружении стационарного кафе в Сосновке мнение жителей домов с другой стороны Светлановского проспекта узнавать уже необязательно.

По одной из версий, разработчики нового закона использовали ГК РФ как повод, а позицию губернатора (возбуждение умов сегодня не приветствуется и на уровне Кремля) - как предлог, чтобы облегчить жизнь властям и строителям. Источник в Смольном, близкий к Валентине Матвиенко, в свою очередь, не исключает, что строители "могли преследовать свои цели, губернатору не известные". Но, по мнению источника, "возвращение к практике уплотнительной застройки в Петербурге все равно невозможно" из-за последних изменений российского законодательства. С 1 октября в стране земельные участки на уже освоенных территориях предоставляются под застройку только через конкурсные процедуры, а это, по мнению чиновника, - "достаточная гарантия гласности".

Борислав МИХАЙЛИЧЕНКО


Другие юридические статьи:
Финансистам велели слиться
СПб. Федеральные власти нанесли очередной удар по мелким и средним банкам. С 1 января 2007 г. тем из...

Общественная палата добавит доверия к власти
Впервые об Общественной палате заговорили после Беслана - в конце сентября 2004 года: президент Путин на одном из заседаний правительства предложил создать организацию, кот...

Соглашение о разделе имущества, находящегося в долевой собственности
СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ г. _____...

Банковские вклады застрахуют с проблемами какой будет система страхования банковских вкладов, пока не знает никто
Закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" будет рассмотрен во втором чтении в течение ближайшего месяца. Такой прогноз высказал "ДП...

Неправильный учет как средство минимизации
Материал предоставлен журналом "Расчет" / Татьяна ПАРХОМЕНКО Скрывать налогооблагаемую базу, отражая хозяйственные оп...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования