Ооо-подарки подготовили бизнесу депутаты
ИА Отдел новостей /
Материал предоставил ЮЦ "Взгляд" (www.barrit.ru) .
Поправки в закон об ООО, должны получить статус закона уже в этом году,
а начать действовать с 1 января 2006 года. Наиболее популярной формой
организации юридического лица в России сегодня является общество с ограниченной
ответственностью - их зарегистрировано более 1,3 миллиона. При выборе формы
организации бизнеса предпринимателей привлекает сравнительная простота создания
и деятельности в рамках этой организационно-правовой формы. По моему мнению, во
многом это обусловлено тем, что регулирующие правовой статус этих обществ нормы
Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с
ограниченной ответственностью" являлись цельными, логичными и достаточно
детально проработанными.
Однако за период, прошедший с момента принятия указанных законов, в
нашей стране вырос уровень правоприменения, изменились требования к
корпоративному управлению. Практика стала показывать, что отдельные положения
законодательства об обществах с ограниченной ответственностью требуют
усовершенствования в соответствии с изменившимися условиями.
В качестве одного из примеров требующих разрешения проблем можно
привести закрепленное законом право участника общества в любое время выйти из
состава участников и потребовать выплаты действительной стоимости его доли.
Данные положения, изначально установленные в интересах участников общества,
стали широко использоваться для злоупотреблений, в том числе для уклонения от
уплаты налогов.
Так, если из общества выходили все участники, то такая организация
оставалась без имущества, без работников, без собственников, но с непогашенными
долгами перед кредиторами. В других ситуациях из общества выходили все
участники, кроме последнего, который по ряду причин уже не мог воспользоваться
таким правом, соответственно именно этот участник оказывался в ущемленном
положении. Из-за возможности произвольного выхода участника учредителям новой
организации нередко приходилось выбирать в принципе не свойственную для
закрытого бизнеса организационную форму акционерного общества, в котором такого
положения нет.
С июля 2002 года в России стал действовать новый порядок государственной
регистрации юридических лиц, который существенно упростил и дебюрократизировал
эту процедуру. Но вместе с положительными моментами появилась возможность
незаконного получения контроля над обществами с ограниченной ответственностью.
Дело в том, что сейчас для того, чтобы права и обязанности участника общества
перешли к приобретателю, достаточно направить в общество уведомление о продаже
доли в уставном капитале. Однако возможность проконтролировать достоверность
содержащихся в таком уведомлении сведений законом не предусмотрена ни для
самого общества, ни для регистрирующего органа. В результате доли в уставном
капитале и связанные с ними права собственников общества передаются помимо воли
собственников. Известны случаи, когда злоумышленники просто представляли в
регистрирующий орган документы, свидетельствующие о смене состава участников
общества, получали выписки из Единого государственного реестра юридических лиц
и пользовались ими для подтверждения своих полномочий по управлению обществом и
его активами.
И это только некоторые примеры, свидетельствующие о необходимости
модернизации законодательства об ООО. Поэтому в сентябре этого года
правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект
федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной
ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который направлен на
устранение этих проблем. 9 ноября законопроект был принят в первом чтении,
сейчас ведется активная работа по его совершенствованию.
Законопроектом, например, исключается возможность произвольного выхода
участников из общества. Устанавливается, что после приобретения доли в уставном
капитале извещено должно быть не только общество, но и регистрирующий орган, и
только с момента регистрации соответствующих изменений приобретатель доли
получает возможность осуществлять права и нести обязанности участника
общества.
Изменяется статус договора, который учредители заключают при создании
общества. Сейчас учредительный договор - это учредительный документ. Наличие
двух учредительных документов - устава и учредительного договора - усложняло
систему управления обществом, но не обеспечивало дополнительной защиты
интересов участников общества. Изменениями предложено установить, что этот
договор является договором о совместной деятельности учредителей по созданию
общества, внесению вкладов.
За период деятельности обществ с ограниченной ответственностью был
накоплен богатый опыт споров между участниками корпоративных отношений в ООО. С
целью уменьшения конфликтности в этой сфере в акционерное законодательство в
2001 году уже вносились изменения. С учетом судебной практики, опыта применения
норм акционерного законодательства, законопроектом предлагается унифицировать
регулирование схожих отношений в случаях, когда различия не обусловлены
особенностями той или иной организационно-правовой формы: корректируются
положения о внесении вкладов участников, о порядке совершения крупных сделок и
сделок с заинтересованностью, о порядке использования участниками общества
преимущественного права приобретения продаваемых долей, а также некоторые
другие.
По нашему мнению, необходимо рассмотреть вопрос об увеличении
предельного числа участников общества с ограниченной ответственностью,
поскольку вносимые изменения создают предпосылки для преобразования в них
многих уже существующих акционерных обществ. Принимая во внимание
многочисленность обществ с ограниченной ответственностью, следует увеличить
сроки приведения учредительных документов ООО в соответствие с новыми
требованиями. Законопроектом предполагается ввести в действие предусмотренные
изменения с 1 января 2006 года, а существующие организации должны привести свои
учредительные документы в соответствие не позднее 1 июля 2006 года. Полагаем,
что целесообразно установить более поздние сроки.
В целом мы считаем, что в результате предлагаемых изменений
привлекательность обществ с ограниченной ответственностью как одной из основных
форм организации частного бизнеса только повысится.
Юридический Центр "Взгляд" (www.barrit.ru) занимается профессиональным
оказанием юридических услуг, юридическими консультациями по вопросам
международного и российского законодательства. Юристы Центра имеют большую
практику по представлению интересов граждан и организаций при ведении дел в
судах общей юрисдикции и арбитражном суде. Также Центр занимается регистрацией
и ликвидацией как российских компаний, так и компаний, находящихся в оффшорных
зонах.
Другие юридические статьи:
Как, кому и где учиться, рассказывала председатель Комитета по
образованию Санкт-Петербурга Ольга Иванова
...
Решением Санкт-Петербургского городского суда расформирована
избирательная комиссия 4-го округа (по выборам депутатов Законодательного
собрания). Впе...
С 1 января 2006 года размер единовременного пособия при
рождении ребенка для семей, проживающих на территории Ленинградской области,
составит 6000 ру...
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
г. Санкт-Петербург "___" ________ 20 _ г.
______________________________________________________________,
им...
Корреспондент "НВ" выяснил, сколько стоит отправить ребенка в
школу и за что, собственно, нужно платить
...
ИА Отдел новостей /
Материал предоставил ЮЦ "Взгляд" (www.barrit.ru) .
Поправки в закон об ООО, должны получить статус закона уже в этом году,
а начать действовать с 1 января 2006 года. Наиболее популярной формой
организации юридического лица в России сегодня является общество с ограниченной
ответственностью - их зарегистрировано более 1,3 миллиона. При выборе формы
организации бизнеса предпринимателей привлекает сравнительная простота создания
и деятельности в рамках этой организационно-правовой формы. По моему мнению, во
многом это обусловлено тем, что регулирующие правовой статус этих обществ нормы
Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с
ограниченной ответственностью" являлись цельными, логичными и достаточно
детально проработанными.
Однако за период, прошедший с момента принятия указанных законов, в
нашей стране вырос уровень правоприменения, изменились требования к
корпоративному управлению. Практика стала показывать, что отдельные положения
законодательства об обществах с ограниченной ответственностью требуют
усовершенствования в соответствии с изменившимися условиями.
В качестве одного из примеров требующих разрешения проблем можно
привести закрепленное законом право участника общества в любое время выйти из
состава участников и потребовать выплаты действительной стоимости его доли.
Данные положения, изначально установленные в интересах участников общества,
стали широко использоваться для злоупотреблений, в том числе для уклонения от
уплаты налогов.
Так, если из общества выходили все участники, то такая организация
оставалась без имущества, без работников, без собственников, но с непогашенными
долгами перед кредиторами. В других ситуациях из общества выходили все
участники, кроме последнего, который по ряду причин уже не мог воспользоваться
таким правом, соответственно именно этот участник оказывался в ущемленном
положении. Из-за возможности произвольного выхода участника учредителям новой
организации нередко приходилось выбирать в принципе не свойственную для
закрытого бизнеса организационную форму акционерного общества, в котором такого
положения нет.
С июля 2002 года в России стал действовать новый порядок государственной
регистрации юридических лиц, который существенно упростил и дебюрократизировал
эту процедуру. Но вместе с положительными моментами появилась возможность
незаконного получения контроля над обществами с ограниченной ответственностью.
Дело в том, что сейчас для того, чтобы права и обязанности участника общества
перешли к приобретателю, достаточно направить в общество уведомление о продаже
доли в уставном капитале. Однако возможность проконтролировать достоверность
содержащихся в таком уведомлении сведений законом не предусмотрена ни для
самого общества, ни для регистрирующего органа. В результате доли в уставном
капитале и связанные с ними права собственников общества передаются помимо воли
собственников. Известны случаи, когда злоумышленники просто представляли в
регистрирующий орган документы, свидетельствующие о смене состава участников
общества, получали выписки из Единого государственного реестра юридических лиц
и пользовались ими для подтверждения своих полномочий по управлению обществом и
его активами.
И это только некоторые примеры, свидетельствующие о необходимости
модернизации законодательства об ООО. Поэтому в сентябре этого года
правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект
федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной
ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который направлен на
устранение этих проблем. 9 ноября законопроект был принят в первом чтении,
сейчас ведется активная работа по его совершенствованию.
Законопроектом, например, исключается возможность произвольного выхода
участников из общества. Устанавливается, что после приобретения доли в уставном
капитале извещено должно быть не только общество, но и регистрирующий орган, и
только с момента регистрации соответствующих изменений приобретатель доли
получает возможность осуществлять права и нести обязанности участника
общества.
Изменяется статус договора, который учредители заключают при создании
общества. Сейчас учредительный договор - это учредительный документ. Наличие
двух учредительных документов - устава и учредительного договора - усложняло
систему управления обществом, но не обеспечивало дополнительной защиты
интересов участников общества. Изменениями предложено установить, что этот
договор является договором о совместной деятельности учредителей по созданию
общества, внесению вкладов.
За период деятельности обществ с ограниченной ответственностью был
накоплен богатый опыт споров между участниками корпоративных отношений в ООО. С
целью уменьшения конфликтности в этой сфере в акционерное законодательство в
2001 году уже вносились изменения. С учетом судебной практики, опыта применения
норм акционерного законодательства, законопроектом предлагается унифицировать
регулирование схожих отношений в случаях, когда различия не обусловлены
особенностями той или иной организационно-правовой формы: корректируются
положения о внесении вкладов участников, о порядке совершения крупных сделок и
сделок с заинтересованностью, о порядке использования участниками общества
преимущественного права приобретения продаваемых долей, а также некоторые
другие.
По нашему мнению, необходимо рассмотреть вопрос об увеличении
предельного числа участников общества с ограниченной ответственностью,
поскольку вносимые изменения создают предпосылки для преобразования в них
многих уже существующих акционерных обществ. Принимая во внимание
многочисленность обществ с ограниченной ответственностью, следует увеличить
сроки приведения учредительных документов ООО в соответствие с новыми
требованиями. Законопроектом предполагается ввести в действие предусмотренные
изменения с 1 января 2006 года, а существующие организации должны привести свои
учредительные документы в соответствие не позднее 1 июля 2006 года. Полагаем,
что целесообразно установить более поздние сроки.
В целом мы считаем, что в результате предлагаемых изменений
привлекательность обществ с ограниченной ответственностью как одной из основных
форм организации частного бизнеса только повысится.
Юридический Центр "Взгляд" (www.barrit.ru) занимается профессиональным
оказанием юридических услуг, юридическими консультациями по вопросам
международного и российского законодательства. Юристы Центра имеют большую
практику по представлению интересов граждан и организаций при ведении дел в
судах общей юрисдикции и арбитражном суде. Также Центр занимается регистрацией
и ликвидацией как российских компаний, так и компаний, находящихся в оффшорных
зонах.
Другие юридические статьи:
Как, кому и где учиться, рассказывала председатель Комитета по
образованию Санкт-Петербурга Ольга Иванова
...
Решением Санкт-Петербургского городского суда расформирована
избирательная комиссия 4-го округа (по выборам депутатов Законодательного
собрания). Впе...
С 1 января 2006 года размер единовременного пособия при
рождении ребенка для семей, проживающих на территории Ленинградской области,
составит 6000 ру...
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
г. Санкт-Петербург "___" ________ 20 _ г.
______________________________________________________________,
им...
Корреспондент "НВ" выяснил, сколько стоит отправить ребенка в
школу и за что, собственно, нужно платить
...
|