Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Водителей иномарок ждут в троллейбусе
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Обмен с расплатой суд расторг сделку по продаже имущественного комплекса оао "светоч"
Вчера Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти расторг сделку по продаже имущественного комплекса ОАО "Светоч" на Петроградской стороне площадью 16 ты...

Юридические услуги

Технический недосмотр

Уже через год правительство намерено передать функции техосмотра автомобилей от ГИБДД частным фирмам

Уже в будущем году люди в погонах не будут проводить техосмотр автотранспорта, на их место придут работники частных автосервисов, получившие специальную лицензию

Может случиться так, что уже в следующем году российские автолюбители будут проходить техосмотр не в государственной автоинспекции, а в специализированных частных компаниях. Принципиальное решение на сей счет в правительстве принято, да и в самом ГИБДД (ГАИ) также признают, что готовятся сложить с себя полномочия по проведению техосмотра предположительно в октябре 2004 года. Однако каким будет новый порядок прохождения ТО, ни в правительстве, ни в ГАИ еще не знают - соответствующих документов пока что нет. Но уже появились опасения, что новые правила понравятся автовладельцам еще меньше, чем прежние.

Предварительное решение "отнять" у ГАИ техосмотр было принято еще летом, когда правительственная комиссия по административной реформе составляла перечень "избыточных" функций госорганов. Правительство предлагает передать право на техосмотр частным компаниям, занимающимся автосервисом и имеющим специализированное профессиональное оборудование. "Техосмотр будут проводить те компании, которые получат соответствующую аккредитацию. Скорее всего ее будут выдавать в Министерстве транспорта. Органы государственного управления должны создать условия и выработать правила аккредитации, а также осуществлять надзор за их деятельностью", - пояснил вице-премьер Борис Алешин.

В принципе ничего плохого, а тем более необычного в том, чтобы отобрать техосмотр у ГАИ, нет. Это обычная мировая практика. Правительство собирается ввести в России систему ТО подобную той, которая уже много лет действует в Германии. Там техосмотр проводят частные лицензированные фирмы TUV и DEKRA. В Англии техосмотром также занимаются частные компании, а в Италии - как частные, так и государственные структуры. Вопрос в том, как западный опыт привьется в России. В ГИБДД идея передать ТО в частные руки восторга не вызвала. "При проведении техосмотра государство получает данные о количестве имеющихся транспортных средств, о марках машин, о годах эксплуатации, а также об их техническом состоянии. Помимо этого, во время ТО выявляется статистика транспорта, задействованного для нужд обороны. При техосмотре ГИБДД выполняет и правоохранительные функции: сверку номеров агрегатов, машины "пробиваются" на угон по различным базам данных, водитель проверяется на предмет наличия у него прав и медицинской справки. А у частных компаний и прав, и возможности делать это просто нет. Если передать техосмотр в руки негосударственных структур, то ситуация с "криминальными" машинами резко обострится", - считает заместитель начальника главного управления ГИБДД генерал-майор Владимир Швецов.

В правительстве к такой точке зрения относятся скептически. В 2002 году из 25 миллионов автомобилей, прошедших техосмотр, угнанных обнаружилось всего 2 тысячи, то есть менее 0,01 процента. Угонщики на заведомо "грязных" машинах техосмотр не проходят, а пытаются сбыть "паленый" товар как можно быстрее. Страдают, как правило, добросовестные приобретатели подержанных иномарок, которые имели несчастье купить угнанную за границей машину. Кстати, в Европе проблема проверки автомобилей на угон при прохождении ТО вообще не стоит. И вовсе не потому, что машины там не угоняют. Угоняют еще как! Но, например, во Франции дорожная полиция выявляет нарушения ПДД, оказывает помощь на дорогах, а вот угонами не занимается - это сфера деятельности криминальной полиции. У нас же ГИБДД занимается всем, чем только можно: и нарушениями правил движения, и разбором аварий, и техосмотром, и регистрацией... Переизбыток функций у одного ведомства, естественно, сказывается на качестве работы.

Кроме того, сегодня ГИБДД не хватает помещений и оборудования. "В прошлом году техосмотр со всеми средствами диагностики прошло менее 40 процентов автомобилей. Это при том, что ГАИ уже привлекает коммерческие пункты диагностики машин - в прошлом году их было 980. Для сравнения: государственных станций ТО было задействовано лишь 112", - сообщил Владимир Швецов.

Ни для кого не является секретом и существующая система поборов. Сейчас официальная стоимость техосмотра составляет порядка 500 рублей. Но на самом деле талончик без проблем можно приобрести за 50-200 долларов. Цена колеблется в зависимости от региона России и марки автомобиля, в Москве, естественно, "беспроблемный" ТО дороже всего. Премьер-министр Михаил Касьянов достаточно дипломатично, но при этом внятно высказался по этому поводу: "Граждане жалуются на то, что есть, скажем так, намеки на поборы и прочее". Имеются и претензии к качеству техосмотра: к эксплуатации нередко допускаются автомобили, которые уже давно должны были быть сданы в металлолом, однако и у них имеются талоны об успешно пройденном ТО. В правительстве все это прекрасно знают, и, похоже, именно недовольство нынешней работой ГАИ убедило чиновников в необходимости передать техосмотр частникам.

Однако пока что у российских граждан новая правительственная инициатива вызывает много вопросов. Кто будет лицензировать компании, занимающиеся ТО? Наиболее вероятным вариантом является такой: выдачей лицензий соответствующим структурам займутся Министерство транспорта или специальная транспортная компания, которая скорее всего также будет аккредитована при Минтрансе. Но окончательное решение пока не принято.

Будет ли к процессу прохождения техосмотра в той или иной степени привлекаться ГАИ? Если после частного техосмотра придется ехать в МРЭО за еще одной справкой (об угоне), то, кроме головной боли, новые правила автолюбителям ничего не добавят. Вместо одной очереди предстоит стоять в двух.

Но главное другое: кто реально будет техосмотр проводить? Точно так же, как не хватает помещений и оборудования ГИБДД, не хватает их и частному сектору. Хороших автосервисов с современными диагностическими стендами и квалифицированными мастерами мало. Все владельцы автосервисов жалуются на дефицит кадров: найти хорошего механика непросто, поэтому чаще всего берут кого попало. Текучесть кадров в этом бизнесе огромная: клиенты жалуются и нерадивых работников приходится увольнять. Но они тут же находят новое место и продолжают уродовать машины.

Чтобы получить лицензию, претендентам придется на первых порах значительно потратиться - стоимость необходимого оборудования оценивается в 50-70 тысяч долларов. Проблема в том, что такая дорогостоящая техника может оказаться не по карману мелкому бизнесу, а именно в этот сектор экономики государство хочет передать ТО. На рынок могут прийти 2-3 крупные структуры, которые попросту начнут проводить согласованную тарифную политику, то есть монополизируют техосмотр. В правительстве уверяют, что Министерство по антимонопольной политике проследит, чтобы этого не произошло, но тем не менее такая угроза существует. Конечно, в крупных городах желающих поучаствовать в новом бизнесе найдется немало, и никто не станет необоснованно задирать цены. Клиенты просто придут на другой пункт ТО. Однако в небольших городах, где будет всего пара-тройка станций ТО, вероятность сговора весьма велика.

Но дело не только в цене собственно ТО. У частников появятся и другие возможности выкачивать из клиентов деньги. Например, механики могут начать придираться по мелочам и предлагать автолюбителям устранить все недостатки на "дружественной" фирме. Под угрозой непрохождения ТО. Тут уже никакой контроль за ценами не поможет. Справедливости ради следует отметить, что и в Германии специалисты TUV предлагают автолюбителям, которые проходят у них техосмотр, устранить неполадки в их же автосервисах. Но этот вид услуг там никто не навязывает, хотите - ремонтируйтесь в том сервисе, где вам удобнее. Важен результат: неисправность должна быть устранена, в противном случае машину на дорогу никто не выпустит. Но особенности национального российского бизнеса способны полностью извратить западную модель.

Однако навязывание услуг автосервисов или монополизация рынка техосмотра - это полбеды. Беда, если частные техцентры начнут торговать талончиками, как это делают сегодня некоторые недобросовестные гаишники. А думать, что такое может случиться, есть все основания. Наглядный пример - ситуация со справками "водительской" медкомиссии. Сегодня никто медосмотр не проходит: справки выписывают всем, причем чаще всего заочно. При поступлении в автошколу будущий водитель помимо собственно платы за обучение вносит около 300 рублей за справку и забывает о ней. Когда придет время сдавать экзамены, "документ" уже будет готов. На каждом столбе висит ворох объявлений с предложениями по выдаче этих справок, за деньги на дорогу выпустят любого - и шизофреника, и алкоголика, и слепого. Никто не принуждает приносить справку из психдиспансера, из наркодиспансера и проверять зрение (все это обязательные условия получения справки). Деньги на бочку - и бумажка у вас в кармане! Как власти намерены бороться с торговлей талончиками? В ГИБДД по этому поводу обиженно молчат: мол, отбираете у нас техосмотр, так и думайте теперь об этом сами. То есть механизм контроля должно разработать правительство. Там над этим уже думают. Например, если выяснится, что заключение данной конкретной станции о техническом состоянии машин не соответствует действительности, лицензию у нее отнимут. Это раз. Во-вторых, власти надеются, что участники рынка будут стучать друг на друга, то есть сигнализировать о своих коллегах-конкурентах, у которых за деньги можно все что угодно. Правда, стукачей у нас в стране не очень любят и при случае с ними достаточно жестоко расправляются... Так что и здесь западный опыт (за границей доносительство в порядке вещей) может не прижиться. Но главная надежда - о чем "Итогам" (строго на неофициальном уровне!) поведали в правительстве - справиться со злоупотреблениями в частном секторе все же будет гораздо легче, чем с круговой порукой в среде людей, профессию которых в народе любовно называют "продавцы полосатых палочек". Однако российские реалии таковы, что просто так, "под кальку", скопировать ту же немецкую систему прохождения техосмотра скорее всего не получится: в стране нет для этого соответствующей инфраструктуры. Впрочем, те же проблемы имеются практически во всех отраслях экономики. Достаточно вспомнить страхование вкладов населения или ту же "автогражданку" - на Западе все это давно работает, а у нас подобные программы либо буксуют, либо вовсе отсутствуют.

Если под лобовым стеклом автомобиля нет талончика техосмотра, автомобиль могут поставить на штрафную стоянку: это не российское изобретение, так практикуется во всем мире

Нильс Иогансен, Кирилл Пальшин


Другие юридические статьи:
Лицензию утвердили
Министр транспорта РФ Сергей Франк утвердил форму лицензии на некоторые виды деятельности на внутреннем водном транспорте. Приказ издан в соответс...

Правительство утвердило а.починка председателем российской части межправительственной российско-чилийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству
Правительство РФ распоряжением N 199-р от 14 февраля 2003 г утвердило министра труда и социального развития Александра Поч...

Чтобы жизнь сгущенкой не казалась будут введены новые санкции против подделки натуральных продуктов
Завтра - Всемирный день прав потребителя. Когда десяток лет назад мы узнали, что являемся не только гражданами своей страны со всеми вытекающими обязанностями, но еще и пот...

Соглашение о задатке по договору поставки
СОГЛАШЕНИЕ О ЗАДАТКЕ ПО ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ ____________________ "___" _________ 20 __ г. (населенный пункт) ______________________________________...

Водителей иномарок ждут в троллейбусе
СПб. Новые требования к качеству троллейбусов и трамваев могут быть связаны с планами городских властей по зачистке центра Петербурга от частных автомобилей. ...

Уже через год правительство намерено передать функции техосмотра автомобилей от ГИБДД частным фирмам

Уже в будущем году люди в погонах не будут проводить техосмотр автотранспорта, на их место придут работники частных автосервисов, получившие специальную лицензию

Может случиться так, что уже в следующем году российские автолюбители будут проходить техосмотр не в государственной автоинспекции, а в специализированных частных компаниях. Принципиальное решение на сей счет в правительстве принято, да и в самом ГИБДД (ГАИ) также признают, что готовятся сложить с себя полномочия по проведению техосмотра предположительно в октябре 2004 года. Однако каким будет новый порядок прохождения ТО, ни в правительстве, ни в ГАИ еще не знают - соответствующих документов пока что нет. Но уже появились опасения, что новые правила понравятся автовладельцам еще меньше, чем прежние.

Предварительное решение "отнять" у ГАИ техосмотр было принято еще летом, когда правительственная комиссия по административной реформе составляла перечень "избыточных" функций госорганов. Правительство предлагает передать право на техосмотр частным компаниям, занимающимся автосервисом и имеющим специализированное профессиональное оборудование. "Техосмотр будут проводить те компании, которые получат соответствующую аккредитацию. Скорее всего ее будут выдавать в Министерстве транспорта. Органы государственного управления должны создать условия и выработать правила аккредитации, а также осуществлять надзор за их деятельностью", - пояснил вице-премьер Борис Алешин.

В принципе ничего плохого, а тем более необычного в том, чтобы отобрать техосмотр у ГАИ, нет. Это обычная мировая практика. Правительство собирается ввести в России систему ТО подобную той, которая уже много лет действует в Германии. Там техосмотр проводят частные лицензированные фирмы TUV и DEKRA. В Англии техосмотром также занимаются частные компании, а в Италии - как частные, так и государственные структуры. Вопрос в том, как западный опыт привьется в России. В ГИБДД идея передать ТО в частные руки восторга не вызвала. "При проведении техосмотра государство получает данные о количестве имеющихся транспортных средств, о марках машин, о годах эксплуатации, а также об их техническом состоянии. Помимо этого, во время ТО выявляется статистика транспорта, задействованного для нужд обороны. При техосмотре ГИБДД выполняет и правоохранительные функции: сверку номеров агрегатов, машины "пробиваются" на угон по различным базам данных, водитель проверяется на предмет наличия у него прав и медицинской справки. А у частных компаний и прав, и возможности делать это просто нет. Если передать техосмотр в руки негосударственных структур, то ситуация с "криминальными" машинами резко обострится", - считает заместитель начальника главного управления ГИБДД генерал-майор Владимир Швецов.

В правительстве к такой точке зрения относятся скептически. В 2002 году из 25 миллионов автомобилей, прошедших техосмотр, угнанных обнаружилось всего 2 тысячи, то есть менее 0,01 процента. Угонщики на заведомо "грязных" машинах техосмотр не проходят, а пытаются сбыть "паленый" товар как можно быстрее. Страдают, как правило, добросовестные приобретатели подержанных иномарок, которые имели несчастье купить угнанную за границей машину. Кстати, в Европе проблема проверки автомобилей на угон при прохождении ТО вообще не стоит. И вовсе не потому, что машины там не угоняют. Угоняют еще как! Но, например, во Франции дорожная полиция выявляет нарушения ПДД, оказывает помощь на дорогах, а вот угонами не занимается - это сфера деятельности криминальной полиции. У нас же ГИБДД занимается всем, чем только можно: и нарушениями правил движения, и разбором аварий, и техосмотром, и регистрацией... Переизбыток функций у одного ведомства, естественно, сказывается на качестве работы.

Кроме того, сегодня ГИБДД не хватает помещений и оборудования. "В прошлом году техосмотр со всеми средствами диагностики прошло менее 40 процентов автомобилей. Это при том, что ГАИ уже привлекает коммерческие пункты диагностики машин - в прошлом году их было 980. Для сравнения: государственных станций ТО было задействовано лишь 112", - сообщил Владимир Швецов.

Ни для кого не является секретом и существующая система поборов. Сейчас официальная стоимость техосмотра составляет порядка 500 рублей. Но на самом деле талончик без проблем можно приобрести за 50-200 долларов. Цена колеблется в зависимости от региона России и марки автомобиля, в Москве, естественно, "беспроблемный" ТО дороже всего. Премьер-министр Михаил Касьянов достаточно дипломатично, но при этом внятно высказался по этому поводу: "Граждане жалуются на то, что есть, скажем так, намеки на поборы и прочее". Имеются и претензии к качеству техосмотра: к эксплуатации нередко допускаются автомобили, которые уже давно должны были быть сданы в металлолом, однако и у них имеются талоны об успешно пройденном ТО. В правительстве все это прекрасно знают, и, похоже, именно недовольство нынешней работой ГАИ убедило чиновников в необходимости передать техосмотр частникам.

Однако пока что у российских граждан новая правительственная инициатива вызывает много вопросов. Кто будет лицензировать компании, занимающиеся ТО? Наиболее вероятным вариантом является такой: выдачей лицензий соответствующим структурам займутся Министерство транспорта или специальная транспортная компания, которая скорее всего также будет аккредитована при Минтрансе. Но окончательное решение пока не принято.

Будет ли к процессу прохождения техосмотра в той или иной степени привлекаться ГАИ? Если после частного техосмотра придется ехать в МРЭО за еще одной справкой (об угоне), то, кроме головной боли, новые правила автолюбителям ничего не добавят. Вместо одной очереди предстоит стоять в двух.

Но главное другое: кто реально будет техосмотр проводить? Точно так же, как не хватает помещений и оборудования ГИБДД, не хватает их и частному сектору. Хороших автосервисов с современными диагностическими стендами и квалифицированными мастерами мало. Все владельцы автосервисов жалуются на дефицит кадров: найти хорошего механика непросто, поэтому чаще всего берут кого попало. Текучесть кадров в этом бизнесе огромная: клиенты жалуются и нерадивых работников приходится увольнять. Но они тут же находят новое место и продолжают уродовать машины.

Чтобы получить лицензию, претендентам придется на первых порах значительно потратиться - стоимость необходимого оборудования оценивается в 50-70 тысяч долларов. Проблема в том, что такая дорогостоящая техника может оказаться не по карману мелкому бизнесу, а именно в этот сектор экономики государство хочет передать ТО. На рынок могут прийти 2-3 крупные структуры, которые попросту начнут проводить согласованную тарифную политику, то есть монополизируют техосмотр. В правительстве уверяют, что Министерство по антимонопольной политике проследит, чтобы этого не произошло, но тем не менее такая угроза существует. Конечно, в крупных городах желающих поучаствовать в новом бизнесе найдется немало, и никто не станет необоснованно задирать цены. Клиенты просто придут на другой пункт ТО. Однако в небольших городах, где будет всего пара-тройка станций ТО, вероятность сговора весьма велика.

Но дело не только в цене собственно ТО. У частников появятся и другие возможности выкачивать из клиентов деньги. Например, механики могут начать придираться по мелочам и предлагать автолюбителям устранить все недостатки на "дружественной" фирме. Под угрозой непрохождения ТО. Тут уже никакой контроль за ценами не поможет. Справедливости ради следует отметить, что и в Германии специалисты TUV предлагают автолюбителям, которые проходят у них техосмотр, устранить неполадки в их же автосервисах. Но этот вид услуг там никто не навязывает, хотите - ремонтируйтесь в том сервисе, где вам удобнее. Важен результат: неисправность должна быть устранена, в противном случае машину на дорогу никто не выпустит. Но особенности национального российского бизнеса способны полностью извратить западную модель.

Однако навязывание услуг автосервисов или монополизация рынка техосмотра - это полбеды. Беда, если частные техцентры начнут торговать талончиками, как это делают сегодня некоторые недобросовестные гаишники. А думать, что такое может случиться, есть все основания. Наглядный пример - ситуация со справками "водительской" медкомиссии. Сегодня никто медосмотр не проходит: справки выписывают всем, причем чаще всего заочно. При поступлении в автошколу будущий водитель помимо собственно платы за обучение вносит около 300 рублей за справку и забывает о ней. Когда придет время сдавать экзамены, "документ" уже будет готов. На каждом столбе висит ворох объявлений с предложениями по выдаче этих справок, за деньги на дорогу выпустят любого - и шизофреника, и алкоголика, и слепого. Никто не принуждает приносить справку из психдиспансера, из наркодиспансера и проверять зрение (все это обязательные условия получения справки). Деньги на бочку - и бумажка у вас в кармане! Как власти намерены бороться с торговлей талончиками? В ГИБДД по этому поводу обиженно молчат: мол, отбираете у нас техосмотр, так и думайте теперь об этом сами. То есть механизм контроля должно разработать правительство. Там над этим уже думают. Например, если выяснится, что заключение данной конкретной станции о техническом состоянии машин не соответствует действительности, лицензию у нее отнимут. Это раз. Во-вторых, власти надеются, что участники рынка будут стучать друг на друга, то есть сигнализировать о своих коллегах-конкурентах, у которых за деньги можно все что угодно. Правда, стукачей у нас в стране не очень любят и при случае с ними достаточно жестоко расправляются... Так что и здесь западный опыт (за границей доносительство в порядке вещей) может не прижиться. Но главная надежда - о чем "Итогам" (строго на неофициальном уровне!) поведали в правительстве - справиться со злоупотреблениями в частном секторе все же будет гораздо легче, чем с круговой порукой в среде людей, профессию которых в народе любовно называют "продавцы полосатых палочек". Однако российские реалии таковы, что просто так, "под кальку", скопировать ту же немецкую систему прохождения техосмотра скорее всего не получится: в стране нет для этого соответствующей инфраструктуры. Впрочем, те же проблемы имеются практически во всех отраслях экономики. Достаточно вспомнить страхование вкладов населения или ту же "автогражданку" - на Западе все это давно работает, а у нас подобные программы либо буксуют, либо вовсе отсутствуют.

Если под лобовым стеклом автомобиля нет талончика техосмотра, автомобиль могут поставить на штрафную стоянку: это не российское изобретение, так практикуется во всем мире

Нильс Иогансен, Кирилл Пальшин


Другие юридические статьи:
Лицензию утвердили
Министр транспорта РФ Сергей Франк утвердил форму лицензии на некоторые виды деятельности на внутреннем водном транспорте. Приказ издан в соответс...

Правительство утвердило а.починка председателем российской части межправительственной российско-чилийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству
Правительство РФ распоряжением N 199-р от 14 февраля 2003 г утвердило министра труда и социального развития Александра Поч...

Чтобы жизнь сгущенкой не казалась будут введены новые санкции против подделки натуральных продуктов
Завтра - Всемирный день прав потребителя. Когда десяток лет назад мы узнали, что являемся не только гражданами своей страны со всеми вытекающими обязанностями, но еще и пот...

Соглашение о задатке по договору поставки
СОГЛАШЕНИЕ О ЗАДАТКЕ ПО ДОГОВОРУ ПОСТАВКИ ____________________ "___" _________ 20 __ г. (населенный пункт) ______________________________________...

Водителей иномарок ждут в троллейбусе
СПб. Новые требования к качеству троллейбусов и трамваев могут быть связаны с планами городских властей по зачистке центра Петербурга от частных автомобилей. ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования