Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Закон о потребительском кредитовании госдума надеется принять осенью
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Мап россии оштрафовал на 20 тысяч рублей фирму-создателя рекламного ролика, спровоцировавшего массовые беспорядки футбольных фанатов в центре москвы
МАП России оштрафовал рекламное агентство «Атор» на 200 МРОТ за демонстрацию после футбольного матча Чемпионата мира на мо...

Юридические услуги

Туманные перспективы жилищная реформа в регионах северо-запада продвигается гораздо медленнее, чем в санкт-петербурге. во многом это обусловлено неравенством стартовых условий

Реформа ЖКХ, определенная Жилищным кодексом как передача ответственности за управление жильем от государственных служб ЖКХ собственникам, в регионах Северо-Запада продвигается значительно медленнее, чем в Петербурге. Доля жилого фонда, находящегося в управлении объединений собственников жилья (старых ЖСК, созданных в разные годы ТСЖ), в регионах отличается, но не превышает 10-12% в региональных столицах (в Петербурге – 25%).

Хотя уровень приватизации жилья весьма приличный: в среднем по Северо-Западу он составляет около 50%, а в отдельных региональных центрах (Калининград, Петрозаводск) достигает 70%. При этом в Череповце, например, по данным председателя Комитета по управлению имуществом города Евгения Ширяева, создано всего два ТСЖ. Столь же слабо развит и рынок обслуживания. Экономические и психологические предпосылки для полномасштабной жилищной реформы на местах просто не сложились, вызревание их может занять неопределенно долгий период времени.

Дефицит желания

Говоря о том, почему реформа идет не так быстро и гладко, как хотелось бы, представители региональных властей (и Петербург здесь – не исключение) отмечают в первую очередь низкую информированность населения, его пассивность, неготовность брать на себя ответственность за содержание своего имущества.

В такой ситуации решающим фактором продвижения реформы становится позиция региональных властей и частного бизнеса. Именно поэтому в Петербурге реформа продвигается относительно быстро: городские власти, и в первую очередь губернатор Валентина Матвиенко, рассматривают ее в качестве одной из приоритетных политических задач и для достижения цели – конкурентного рынка с активным спросом и предложением – прилагают значительные административные усилия.

Власти других регионов Северо-Запада явно не считают жилищную реформу приоритетной задачей. Причина такого положения находится прежде всего в психологической плоскости. Чиновники не понимают, как привлечь частников в жилищную сферу, как их контролировать, и попросту не хотят выпускать из своих рук финансовые потоки. В этом смысле характерно заявление губернатора Новгородской области Михаила Прусака, сделанное им в конце 2005 года: «Мы не можем позволить, чтобы хоть какая-то часть нашего жилищно-коммунального комплекса попала в частные руки. Учитывая задолженность наших организаций, в том числе „Теплоэнерго“, это может стать легкой добычей какой-нибудь создаваемой компании». По мнению губернатора, весь жилищно-коммунальный комплекс области следует передать в руки государственного холдинга.

В большинстве регионов власти толкуют Жилищный кодекс формально: до определенного срока (ранее называлось 1 марта 2006 года, теперь этот срок отнесен на 1 января 2007-го) собственники жилья должны выбрать способ управления, а бизнес – предложить альтернативу государственной системе обслуживания. «До 1 января мы конкурсы на управление объявлять не можем, собственники должны сделать это сами», – говорит мэр Пскова Михаил Хоронен. По его прогнозам, жилищная реформа реально заработает не раньше 2007 года.

Проблемы тришкина кафтана

Другой важный фактор, тормозящий реформу, – крайняя ограниченность ресурсов, которыми располагают власти регионов. В Петербурге активность собственников и бизнеса в жилищной сфере в значительной степени стимулируется тем, что тариф для населения почти равен реальным затратам. Многие собственники способны расходовать на содержание своих домов серьезные средства, а город может себе позволить закладывать в бюджет миллиарды рублей на адресные программы капитального ремонта, включая в эти программы и ТСЖ.

В других субъектах Федерации ситуация иная. Даже региональные центры – это города с небогатым бюджетом, а их население составляет 200-500 тыс. человек, как правило, с невысокими доходами. Доля субсидий на услуги ЖКХ в таких городах доходит до 40%. Реализация программ, подобных петербургским, в провинции едва ли возможна, при том, что проблема многолетнего недоремонта жилых домов здесь острее, чем в относительно благополучном Петербурге. Бизнес и тем более население зачастую не хотят брать на себя обузу в виде ответственности за полуразрушенные здания, когда цена капитального ремонта сравнима с балансовой стоимостью дома (это особенно актуально для Мурманска и Новгорода). Но власти регионов, имея в распоряжении ограниченный бюджет – финансовый тришкин кафтан, стремятся решать прежде всего проблемы коммунальной инфраструктуры, систем отопления и водоснабжения.

«Коммунальные проблемы гораздо острее, и их нужно решать в первую очередь, поскольку авария в коммунальном хозяйстве затрагивает десятки тысяч человек. Сюда направлялись инвестиции, здесь менялись формы собственности», – говорит Михаил Хоронен. По его словам, и частный бизнес, который мог бы создать конкурентный рынок в жилищной сфере, предпочитает идти в сферу коммунальных услуг, находя там более высокую рентабельность.

Куда приходит частник

Как показывает практика, одним из локомотивов жилищной реформы выступает строительный рынок: по закону, жильцы новых домов обязаны создавать ТСЖ (это требование, впрочем, соблюдается не всегда). Именно новостройки обеспечивают средние показатели в региональных центрах и по доле домов, управляемых жильцами, и по степени вовлечения бизнеса в сферу ЖКХ. Так, по словам заместителя начальника жилищного управления мэрии Калининграда Александра Окорокова, компании-застройщики часто создают свои небольшие обслуживающие организации. Впрочем, обслуживать старые дома, а тем более самостоятельно проводить рекламную кампанию, направленную на привлечение клиентов, они не спешат.

Вызревание экономических и психологических предпосылок для жилищной реформы на Северо-Западе может занять неопределенно долгий период времени

Правда, и власти не проявляют особой заинтересованности в том, чтобы допустить частников в традиционно государственную сферу. При этом чиновники зачастую не скрывают своей растерянности перед новыми федеральными веяниями. Как сообщило ИА «Регнум», председатель комиссии по финансам и бюджету Городского совета Сергей Моисеев заявил: «В Архангельске нет четкого видения, как будет происходить переход к частным управляющим компаниям в сфере ЖКХ». Поэтому архангельские власти с большой осторожностью привлекают бизнес для обслуживания жилья – главным образом в качестве субподрядчиков.

Впрочем, в некоторых ситуациях власти без особых колебаний открывают ворота бизнесу. Например, когда происходит банкротство муниципальных предприятий. Так, в Калининграде после того, как обанкротилось ЖЭУ одного из районов, мэрия выбрала в ходе конкурса в качестве обслуживающей организации ООО «Эдельвейс». «Жилфонд в районе в плохом состоянии, но раз частники пришли, значит видят свою выгоду», – говорит Александр Окороков, отмечая, что конкурсом заинтересовались шесть организаций.

Раздача районов частникам после банкротства муниципальной организации – не лучший выход и не самый прямой путь к рынку, однако стремление самих собственников управлять жильем тоже не гарантирует положительного результата. Объединения собственников жилья, не обладающих соответствующими профессиональными навыками, далеко не всегда отличаются передовой манерой хозяйствования. К примеру, сыктывкарские ТСЖ вот уже несколько лет испытывают серьезные трудности в начале отопительного сезона – энергетики отказываются подключать их к теплу из-за миллионных долгов. К концу 2005 года в Сыктывкаре насчитывалось более 100 ТСЖ и ЖСК, при этом почти половина из них подключались к теплу в последнюю очередь.

Карельский путь

На общем фоне выделяется эксперимент, проведенный в Петрозаводске. На первый взгляд, этот город достиг наибольших успехов в деле реформы – частный бизнес контролирует 100% жилого фонда. Однако такой результат был достигнут весьма своеобразным способом.

В начале 2005 года муниципальные обслуживающие организации обанкротились. После этого, в апреле 2005 года, обслуживание всего городского жилья (5,6 млн кв. м, 70% приватизировано) было отдано трем частным управляющим компаниям. Настоящего конкурса не проводилось, «победители» определялись в ходе собеседования с представителями городской администрации. Возможно, поэтому была выбрана одна компания, проработавшая на рынке год, и две другие, созданные накануне «конкурса», – арендовавшие имущество муниципалов-банкротов и возглавляемые их бывшими директорами. Когда в сентябре 2005 года в Петрозаводске проводился круглый стол, на котором представители власти и бизнеса взялись подводить первые итоги эксперимента, им пришлось признать, что перемен к лучшему в обслуживании не произошло.

Тем не менее рыночные процессы в Петрозаводске идут. По словам директора петрозаводской частной управляющей компании «Триал» Александра Назаркова, его компания, пользуясь возможностями, которые дает Жилищный кодекс, сумела привлечь клиентов. «Мы провели информационную кампанию в микрорайонах, и более 20 домов отказались от услуг „победителей конкурса“. Сегодня они работают с нами», – говорит Назарков. Всего в Петрозаводске около 100 домов сменили управляющую компанию. Жильцы 220 домов (10% жилого фонда города) выбрали самоуправление (правда, новых договоров на обслуживание пока не заключают).

И все-таки, несмотря на общую неготовность населения к изменению ситуации, нехватку информации и недостаточность нормативной базы, в Петрозаводске нарастает интерес частных компаний к работе по обслуживанию жилого фонда. Этот интерес велик настолько, что компании готовы активно работать, напрямую привлекая клиентов.

Подобный опыт имеется и в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Как сообщил руководитель управления по реформе ЖКХ Комитета по энергетике и ЖКХ Ленинградской области Андрей Гаврилов, еще до введения в действие нового Жилищного кодекса в городе был проведен конкурс на выполнение муниципального заказа, в результате которого право обслуживать жилье в Сосновом Бору досталось одной муниципальной и двум частным компаниям. «Теперь, когда у них есть конкуренты, муниципалы работают совершенно по-другому», – свидетельствует Андрей Гаврилов. Впрочем, новый Жилищный кодекс формально не дает властям возможности стимулировать конкуренцию в жилищной сфере подобным образом.

Кому везти воз?

В целом, чтобы жилищная реформа в регионах Северо-Запада состоялась, необходимо преодолеть как экономические, так и психологические препятствия. При пассивности основной массы населения и бизнеса стимулировать реформу могут только региональные власти. Но для этого им прежде всего надо возвести ее в ранг политического приоритета.

При этом властям придется отработать нормативную базу, особенно в части передачи общего имущества многоквартирного дома и окружающего его земельного участка, а также найти средства для ликвидации недоремонта. Только после этого будет создано поле для активного взаимодействия собственников жилья и частного бизнеса без участия государства. Формирование этого взаимодействия и является целью жилищной реформы. Если же региональные власти не смогут решить указанные задачи, одна из самых необходимых государству и обществу реформ растянется на неопределенный срок.

Санкт-Петербург

В подготовке материала принимали участие Юрий Антушевич (Череповец), Елена Брагина (Великий Новгород), Наталья Владимирская (Петрозаводск), Елена Степура (Калининград), Тимофей Хмелев (Псков)

Елизавета Добкина


Другие юридические статьи:
Китайский квартал - для петербуржцев смольный утвердил проект жилого комплекса "балтийская жемчужина"
Вчера на заседании правительства петербурга строительный проект "Шанхайской инвестиционной компании" получил окончательное одобрение городских власте...

Договор субаренды
ДОГОВОР СУБАРЕНДЫ г. Санкт-Петербург "___" _________ 20__ г. _____________________, именуемое в даль...

"жемчужина" подорожала на полмиллиарда
Вчера Валентина Матвиенко подписала соглашение с банкирами Поднебесной - они готовы вложить в "китайский квартал" уже два миллиарда долларов. Сег...

Расходы на подготовку и переподготовку кадров
Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия», специально для Клерк.Ру В бухгалтерско...

Закон о потребительском кредитовании госдума надеется принять осенью
Закон о потребительском кредитовании может быть принят нижней палатой парламента в осеннюю сессию, сообщил первый заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев журналистам во...

Реформа ЖКХ, определенная Жилищным кодексом как передача ответственности за управление жильем от государственных служб ЖКХ собственникам, в регионах Северо-Запада продвигается значительно медленнее, чем в Петербурге. Доля жилого фонда, находящегося в управлении объединений собственников жилья (старых ЖСК, созданных в разные годы ТСЖ), в регионах отличается, но не превышает 10-12% в региональных столицах (в Петербурге – 25%).

Хотя уровень приватизации жилья весьма приличный: в среднем по Северо-Западу он составляет около 50%, а в отдельных региональных центрах (Калининград, Петрозаводск) достигает 70%. При этом в Череповце, например, по данным председателя Комитета по управлению имуществом города Евгения Ширяева, создано всего два ТСЖ. Столь же слабо развит и рынок обслуживания. Экономические и психологические предпосылки для полномасштабной жилищной реформы на местах просто не сложились, вызревание их может занять неопределенно долгий период времени.

Дефицит желания

Говоря о том, почему реформа идет не так быстро и гладко, как хотелось бы, представители региональных властей (и Петербург здесь – не исключение) отмечают в первую очередь низкую информированность населения, его пассивность, неготовность брать на себя ответственность за содержание своего имущества.

В такой ситуации решающим фактором продвижения реформы становится позиция региональных властей и частного бизнеса. Именно поэтому в Петербурге реформа продвигается относительно быстро: городские власти, и в первую очередь губернатор Валентина Матвиенко, рассматривают ее в качестве одной из приоритетных политических задач и для достижения цели – конкурентного рынка с активным спросом и предложением – прилагают значительные административные усилия.

Власти других регионов Северо-Запада явно не считают жилищную реформу приоритетной задачей. Причина такого положения находится прежде всего в психологической плоскости. Чиновники не понимают, как привлечь частников в жилищную сферу, как их контролировать, и попросту не хотят выпускать из своих рук финансовые потоки. В этом смысле характерно заявление губернатора Новгородской области Михаила Прусака, сделанное им в конце 2005 года: «Мы не можем позволить, чтобы хоть какая-то часть нашего жилищно-коммунального комплекса попала в частные руки. Учитывая задолженность наших организаций, в том числе „Теплоэнерго“, это может стать легкой добычей какой-нибудь создаваемой компании». По мнению губернатора, весь жилищно-коммунальный комплекс области следует передать в руки государственного холдинга.

В большинстве регионов власти толкуют Жилищный кодекс формально: до определенного срока (ранее называлось 1 марта 2006 года, теперь этот срок отнесен на 1 января 2007-го) собственники жилья должны выбрать способ управления, а бизнес – предложить альтернативу государственной системе обслуживания. «До 1 января мы конкурсы на управление объявлять не можем, собственники должны сделать это сами», – говорит мэр Пскова Михаил Хоронен. По его прогнозам, жилищная реформа реально заработает не раньше 2007 года.

Проблемы тришкина кафтана

Другой важный фактор, тормозящий реформу, – крайняя ограниченность ресурсов, которыми располагают власти регионов. В Петербурге активность собственников и бизнеса в жилищной сфере в значительной степени стимулируется тем, что тариф для населения почти равен реальным затратам. Многие собственники способны расходовать на содержание своих домов серьезные средства, а город может себе позволить закладывать в бюджет миллиарды рублей на адресные программы капитального ремонта, включая в эти программы и ТСЖ.

В других субъектах Федерации ситуация иная. Даже региональные центры – это города с небогатым бюджетом, а их население составляет 200-500 тыс. человек, как правило, с невысокими доходами. Доля субсидий на услуги ЖКХ в таких городах доходит до 40%. Реализация программ, подобных петербургским, в провинции едва ли возможна, при том, что проблема многолетнего недоремонта жилых домов здесь острее, чем в относительно благополучном Петербурге. Бизнес и тем более население зачастую не хотят брать на себя обузу в виде ответственности за полуразрушенные здания, когда цена капитального ремонта сравнима с балансовой стоимостью дома (это особенно актуально для Мурманска и Новгорода). Но власти регионов, имея в распоряжении ограниченный бюджет – финансовый тришкин кафтан, стремятся решать прежде всего проблемы коммунальной инфраструктуры, систем отопления и водоснабжения.

«Коммунальные проблемы гораздо острее, и их нужно решать в первую очередь, поскольку авария в коммунальном хозяйстве затрагивает десятки тысяч человек. Сюда направлялись инвестиции, здесь менялись формы собственности», – говорит Михаил Хоронен. По его словам, и частный бизнес, который мог бы создать конкурентный рынок в жилищной сфере, предпочитает идти в сферу коммунальных услуг, находя там более высокую рентабельность.

Куда приходит частник

Как показывает практика, одним из локомотивов жилищной реформы выступает строительный рынок: по закону, жильцы новых домов обязаны создавать ТСЖ (это требование, впрочем, соблюдается не всегда). Именно новостройки обеспечивают средние показатели в региональных центрах и по доле домов, управляемых жильцами, и по степени вовлечения бизнеса в сферу ЖКХ. Так, по словам заместителя начальника жилищного управления мэрии Калининграда Александра Окорокова, компании-застройщики часто создают свои небольшие обслуживающие организации. Впрочем, обслуживать старые дома, а тем более самостоятельно проводить рекламную кампанию, направленную на привлечение клиентов, они не спешат.

Вызревание экономических и психологических предпосылок для жилищной реформы на Северо-Западе может занять неопределенно долгий период времени

Правда, и власти не проявляют особой заинтересованности в том, чтобы допустить частников в традиционно государственную сферу. При этом чиновники зачастую не скрывают своей растерянности перед новыми федеральными веяниями. Как сообщило ИА «Регнум», председатель комиссии по финансам и бюджету Городского совета Сергей Моисеев заявил: «В Архангельске нет четкого видения, как будет происходить переход к частным управляющим компаниям в сфере ЖКХ». Поэтому архангельские власти с большой осторожностью привлекают бизнес для обслуживания жилья – главным образом в качестве субподрядчиков.

Впрочем, в некоторых ситуациях власти без особых колебаний открывают ворота бизнесу. Например, когда происходит банкротство муниципальных предприятий. Так, в Калининграде после того, как обанкротилось ЖЭУ одного из районов, мэрия выбрала в ходе конкурса в качестве обслуживающей организации ООО «Эдельвейс». «Жилфонд в районе в плохом состоянии, но раз частники пришли, значит видят свою выгоду», – говорит Александр Окороков, отмечая, что конкурсом заинтересовались шесть организаций.

Раздача районов частникам после банкротства муниципальной организации – не лучший выход и не самый прямой путь к рынку, однако стремление самих собственников управлять жильем тоже не гарантирует положительного результата. Объединения собственников жилья, не обладающих соответствующими профессиональными навыками, далеко не всегда отличаются передовой манерой хозяйствования. К примеру, сыктывкарские ТСЖ вот уже несколько лет испытывают серьезные трудности в начале отопительного сезона – энергетики отказываются подключать их к теплу из-за миллионных долгов. К концу 2005 года в Сыктывкаре насчитывалось более 100 ТСЖ и ЖСК, при этом почти половина из них подключались к теплу в последнюю очередь.

Карельский путь

На общем фоне выделяется эксперимент, проведенный в Петрозаводске. На первый взгляд, этот город достиг наибольших успехов в деле реформы – частный бизнес контролирует 100% жилого фонда. Однако такой результат был достигнут весьма своеобразным способом.

В начале 2005 года муниципальные обслуживающие организации обанкротились. После этого, в апреле 2005 года, обслуживание всего городского жилья (5,6 млн кв. м, 70% приватизировано) было отдано трем частным управляющим компаниям. Настоящего конкурса не проводилось, «победители» определялись в ходе собеседования с представителями городской администрации. Возможно, поэтому была выбрана одна компания, проработавшая на рынке год, и две другие, созданные накануне «конкурса», – арендовавшие имущество муниципалов-банкротов и возглавляемые их бывшими директорами. Когда в сентябре 2005 года в Петрозаводске проводился круглый стол, на котором представители власти и бизнеса взялись подводить первые итоги эксперимента, им пришлось признать, что перемен к лучшему в обслуживании не произошло.

Тем не менее рыночные процессы в Петрозаводске идут. По словам директора петрозаводской частной управляющей компании «Триал» Александра Назаркова, его компания, пользуясь возможностями, которые дает Жилищный кодекс, сумела привлечь клиентов. «Мы провели информационную кампанию в микрорайонах, и более 20 домов отказались от услуг „победителей конкурса“. Сегодня они работают с нами», – говорит Назарков. Всего в Петрозаводске около 100 домов сменили управляющую компанию. Жильцы 220 домов (10% жилого фонда города) выбрали самоуправление (правда, новых договоров на обслуживание пока не заключают).

И все-таки, несмотря на общую неготовность населения к изменению ситуации, нехватку информации и недостаточность нормативной базы, в Петрозаводске нарастает интерес частных компаний к работе по обслуживанию жилого фонда. Этот интерес велик настолько, что компании готовы активно работать, напрямую привлекая клиентов.

Подобный опыт имеется и в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Как сообщил руководитель управления по реформе ЖКХ Комитета по энергетике и ЖКХ Ленинградской области Андрей Гаврилов, еще до введения в действие нового Жилищного кодекса в городе был проведен конкурс на выполнение муниципального заказа, в результате которого право обслуживать жилье в Сосновом Бору досталось одной муниципальной и двум частным компаниям. «Теперь, когда у них есть конкуренты, муниципалы работают совершенно по-другому», – свидетельствует Андрей Гаврилов. Впрочем, новый Жилищный кодекс формально не дает властям возможности стимулировать конкуренцию в жилищной сфере подобным образом.

Кому везти воз?

В целом, чтобы жилищная реформа в регионах Северо-Запада состоялась, необходимо преодолеть как экономические, так и психологические препятствия. При пассивности основной массы населения и бизнеса стимулировать реформу могут только региональные власти. Но для этого им прежде всего надо возвести ее в ранг политического приоритета.

При этом властям придется отработать нормативную базу, особенно в части передачи общего имущества многоквартирного дома и окружающего его земельного участка, а также найти средства для ликвидации недоремонта. Только после этого будет создано поле для активного взаимодействия собственников жилья и частного бизнеса без участия государства. Формирование этого взаимодействия и является целью жилищной реформы. Если же региональные власти не смогут решить указанные задачи, одна из самых необходимых государству и обществу реформ растянется на неопределенный срок.

Санкт-Петербург

В подготовке материала принимали участие Юрий Антушевич (Череповец), Елена Брагина (Великий Новгород), Наталья Владимирская (Петрозаводск), Елена Степура (Калининград), Тимофей Хмелев (Псков)

Елизавета Добкина


Другие юридические статьи:
Китайский квартал - для петербуржцев смольный утвердил проект жилого комплекса "балтийская жемчужина"
Вчера на заседании правительства петербурга строительный проект "Шанхайской инвестиционной компании" получил окончательное одобрение городских власте...

Договор субаренды
ДОГОВОР СУБАРЕНДЫ г. Санкт-Петербург "___" _________ 20__ г. _____________________, именуемое в даль...

"жемчужина" подорожала на полмиллиарда
Вчера Валентина Матвиенко подписала соглашение с банкирами Поднебесной - они готовы вложить в "китайский квартал" уже два миллиарда долларов. Сег...

Расходы на подготовку и переподготовку кадров
Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия», специально для Клерк.Ру В бухгалтерско...

Закон о потребительском кредитовании госдума надеется принять осенью
Закон о потребительском кредитовании может быть принят нижней палатой парламента в осеннюю сессию, сообщил первый заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев журналистам во...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования