Призывать или зазывать? реформа российской армии
Шокирующая история с дедовщиной в челябинском танковом
училище, где молодой парень лишился обеих ног, в очередной раз поставила на
повестку дня вопрос о военной реформе, способной навести порядок в
армии.
Это все придумал Фридман?
Принудительная служба в армии есть особый налог. Отличие его
от прочих состоит в том, что он лишает человека свободы. При феодализме таких
налогов было немало. В России наиболее распространенным из них была барщина.
Однако она вытекала из крепостного статуса крестьянина, тогда как в современную
эпоху крепостное состояние вытекает из "барщины" в форме служения родине
(которая в таком случае сразу пишется с заглавной буквы, как бы возвышаясь над
"винтиками" армейской машины).
На первый взгляд, кажется странным то обстоятельство, что с
уходом феодализма призыв получал все большее и большее распространение. Вторая
мировая война — это война "призывных" армий. В то же время точка отсчета начала
их кризиса. Откуда же он вдруг взялся?
Его истоки лежат не в армии как таковой, а в обществе. Точнее,
в быстром росте значения человеческого капитала, под которым понимают прежде
всего сумму знаний, квалификацию. В то же время для накопления этого капитала
все важнее становилось приобретение высшего образования. Сроки же его получения
накладывались на сроки службы. Отсюда, естественно, она становилась для молодых
людей все более и более убыточным занятием. Следовательно, все более и более
ненавистным.
Логично, что ранее всего рост отторжения принудительной службы
стал проявляться в самых развитых странах с крупными армиями, а следовательно, и
более длительными сроками обязательного в них пребывания. Отсюда неудивительно,
что первыми на путь строительства наемной армии XXI века встали США еще в
начале 70-х гг. века прошлого.
Известный экономист Милтон Фридман (тот самый, кем пугали
российских старушек в 1990-е гг., да еще с непонятной приставкой "монетарист")
был членом правительственной комиссии США, разрабатывавшей предложения по
реформе комплектования вооруженных сил и отказу от призыва. Сформулированные им
тогда доводы в пользу "добровольческой армии" (не деникинской!) до сих пор
служат классическим образцом подобной аргументации.
Во-первых, добровольческая армия формируется из людей, которые
сами выбрали военную карьеру, а не из призывников, думающих лишь о том, как
отслужить положенный срок. Переход повысит боевой дух, сократит текучесть
кадров, сэкономит средства, расходуемые на подготовку рядового и сержантского
составов.
Во-вторых, добровольческая армия позволит сохранить для
граждан свободу выбирать, служить им или нет, и возможность уйти от ситуации,
когда призывные комиссии произвольно определяют, кто из молодых людей должен
провести несколько важных лет своей жизни на воинской службе, а кто нет.
В-третьих, одним из результатов предоставления свободы выбора
станет возможность избежать дискриминации, при которой, как правило, именно
бедные семьи платят "налог" службой своих детей, тогда как богатые дают своим
чадам образование.
В-четвертых, устранение неопределенностей, связанных с
призывом, позволит молодым людям планировать карьеру, семейную жизнь.
В-пятых, введение контрактной армии освободит учебные
заведения от необходимости учить сотни тысяч молодых людей, для которых учеба —
лишь способ уклонения от воинской службы.
"Пятый пункт" Фридмана (точнее, его аргументации) не может не
задеть за живое. Тяжелое это испытание для преподавателя — сталкиваться с
подобным "вузовским наполнением". Моральное оправдание выставленным тройкам
находится в том, что это все же люди, и отправлять их в организацию,
представляющую собой пыточный конвейер, не совсем гуманно.
Войны без контакта
Здесь доверимся специалисту — доктору военных наук,
генерал-майору в отставке (это очень важно, так как генерал, находящийся на
службе, сказать правду не может) В.И. Слипченко, написавшему книгу о войнах
шестого поколения. Прообраз будущих войн он видит в иракской и югославской
кампаниях.
Итак, войны шестого поколения — это разгром бесконтактным
способом экономического потенциала противника на любом удалении от него.
Массированное применение высокоточного оружия в ближайшие десяток-другой лет
достигнет такого совершенства, что окажется способным из любой точки
парализовать жизнедеятельность государства в любом регионе мира.
Армии с техникой предшествующих поколений (даже с
ракетно-ядерным оружием) окажутся бесполезными в условиях применения грядущих
средств радиоэлектронной борьбы, а живая сила с ее танками, артиллерией и
бронемашинами будет напоминать папуасов, вооруженных копьями и луками и ищущих
возможность сразиться с авиацией. Такой армии просто не удастся вступить в
контакт с противником, уничтожающим издалека ее ключевые инфраструктурные
объекты.
Для такого противника уничтожение танков и артиллерии либо не
является первостепенной задачей, либо даже вообще не входит в число задач, если
не предусматривается оккупация. Последняя может оказаться, скорее всего, и вовсе
не целесообразной. Представьте, что будет делать армия, лишенная связи и
топлива? Ей останется только разойтись по домам и жечь в буржуйках наскоро
заготовленные дрова.
Сегодня главными носителями высокоточного оружия в армии США
становятся компьютеризированные крейсера и подводные лодки нового поколения
(постепенно вытесняя из этой роли авиацию). Вообразить там призывников не
хватит никакой фантазии. Радикально меняется даже профессиональная армия,
оставляя все меньше места для сухопутных войск, которые в перспективе резко
сократятся и превратятся в этаких спецназовцев-"киборгов".
Впрочем, на этом пора остановиться. Статья-то ведь не о
переходе США к армии нового поколения. Вернемся в Россию с ее проектами
реформирования комплектования армии личным составом.
Обвал как облом
Альтернативы существующему проекту реформирования армии
(Федеральной целевой программе — ФЦП — на 2004-2007 гг. по переходу на
комплектование по контракту ряда частей и соединений) разработаны в Институте
экономики переходного периода, возглавляемом Егором Гайдаром. Однако для
начала, естественно, были проанализированы последствия реализации ФЦП.
Получилось вот что.
Известно, что в стране наступает демографический обвал.
Точнее, пока обвал не всеобщий, а обвал молодого поколения, вступающего во
взрослую жизнь. Пик пополнения призывного контингента был достигнут в 2005 г.
По 400 тыс. юношей, годных к службе в вооруженных силах (ВС), достигали в
первом и втором полугодии своего 18-летия. Согласно расчетам "гайдаровцев",
после 2010 г. эта цифра окажется ниже 250 тыс. и далее, вплоть до 2035 г.,
будет находиться где-то между 200 тыс. и 250 тыс.
Этот обвал окажется настоящим обломом для тех, кому "повезло"
родиться в год распада СССР и далее. Предусмотренный в ФЦП темп роста
количества контрактников, а также решение президента РФ сократить срок службы
по призыву несовместимы со стремлением минобороны сохранить нынешнюю
численность ВС. Несовместимы они и с обещанием не трогать студенческие отсрочки
— даже с учетом намеченной отмены ряда других отсрочек. И призывать придется
либо практически всех, либо не всех, но на два года! А что предлагают сами
критики?
Во-первых, сократить армию до "эффективного контингента" —
заменить нынешние 950 тыс. призывников на 585 тыс. контрактников. Ныне не
меньше половины призывников не служат, а "прислуживают" и "обслуживают".
Во-вторых, сохранить призыв только на шесть месяцев с целью
просеивания призывников на предмет отбора будущих "профи". Для этих "профи"
призыв будет школой "молодого бойца", а из "пацифистов", как полагают
"гайдаровцы", выйдет некий "военно-обученный резерв". Последнее, впрочем,
весьма сомнительно, если принять во внимание всё, сказанное выше.
В-третьих, увеличить довольствие контрактников так, чтобы даже
солдат и матрос получали на 10-20% больше средней зарплаты по стране. Плюс
разные преференции (в том числе образовательные), чтобы выгодно было продлевать
контракт.
В-четвертых, по самому радикальному "гайдаровскому варианту",
реформа потребует увеличения расходов на переход к новой системе с 40 млрд.
руб. в 2003 г. до 100 млрд. в год (в ценах 2003 г.). Этот прирост составит
примерно 2,5% бюджетных расходов 2003 г. и, как считают разработчики, будет
меньше, чем ежегодная сумма взяток за "откос".
В США переход к профессиональной армии занял 2 года, во
Франции — 6 лет. В России "процесс пошел" и идет уже более 13 лет (если считать
с момента принятия постановления правительства РФ от 30.11.1992 г. ). Но похоже,
что он идет в никуда.
Андрей Заостровцев
Другие юридические статьи:
Компании, оплачивающие сотрудникам полисы добровольного
медицинского страхования (ДМС) , и люди, сами купившие себе страховки, не смогут
экономить на взносах в систему обяз...
Новая редакция закона “Об авторском праве и смежных
правах” вызвала ожесточенные споры: некоторые эксперты IT-рынка опасаются, что
этот документ ставит вне закона распростр...
Члены бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания
Санкт-Петербурга приняли решение рекомендовать Собранию подд...
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству внести изменения
в законодательство в соответствии с требованиями ВТО. "Не дожидаясь
давления со стороны членов ВТО, мы должны...
Эта программа разбита на несколько частей. Ведь стартовые
условия в крупных и малых городах разные. Не везде у строительных компаний
хватает средств ...
Шокирующая история с дедовщиной в челябинском танковом
училище, где молодой парень лишился обеих ног, в очередной раз поставила на
повестку дня вопрос о военной реформе, способной навести порядок в
армии.
Это все придумал Фридман?
Принудительная служба в армии есть особый налог. Отличие его
от прочих состоит в том, что он лишает человека свободы. При феодализме таких
налогов было немало. В России наиболее распространенным из них была барщина.
Однако она вытекала из крепостного статуса крестьянина, тогда как в современную
эпоху крепостное состояние вытекает из "барщины" в форме служения родине
(которая в таком случае сразу пишется с заглавной буквы, как бы возвышаясь над
"винтиками" армейской машины).
На первый взгляд, кажется странным то обстоятельство, что с
уходом феодализма призыв получал все большее и большее распространение. Вторая
мировая война — это война "призывных" армий. В то же время точка отсчета начала
их кризиса. Откуда же он вдруг взялся?
Его истоки лежат не в армии как таковой, а в обществе. Точнее,
в быстром росте значения человеческого капитала, под которым понимают прежде
всего сумму знаний, квалификацию. В то же время для накопления этого капитала
все важнее становилось приобретение высшего образования. Сроки же его получения
накладывались на сроки службы. Отсюда, естественно, она становилась для молодых
людей все более и более убыточным занятием. Следовательно, все более и более
ненавистным.
Логично, что ранее всего рост отторжения принудительной службы
стал проявляться в самых развитых странах с крупными армиями, а следовательно, и
более длительными сроками обязательного в них пребывания. Отсюда неудивительно,
что первыми на путь строительства наемной армии XXI века встали США еще в
начале 70-х гг. века прошлого.
Известный экономист Милтон Фридман (тот самый, кем пугали
российских старушек в 1990-е гг., да еще с непонятной приставкой "монетарист")
был членом правительственной комиссии США, разрабатывавшей предложения по
реформе комплектования вооруженных сил и отказу от призыва. Сформулированные им
тогда доводы в пользу "добровольческой армии" (не деникинской!) до сих пор
служат классическим образцом подобной аргументации.
Во-первых, добровольческая армия формируется из людей, которые
сами выбрали военную карьеру, а не из призывников, думающих лишь о том, как
отслужить положенный срок. Переход повысит боевой дух, сократит текучесть
кадров, сэкономит средства, расходуемые на подготовку рядового и сержантского
составов.
Во-вторых, добровольческая армия позволит сохранить для
граждан свободу выбирать, служить им или нет, и возможность уйти от ситуации,
когда призывные комиссии произвольно определяют, кто из молодых людей должен
провести несколько важных лет своей жизни на воинской службе, а кто нет.
В-третьих, одним из результатов предоставления свободы выбора
станет возможность избежать дискриминации, при которой, как правило, именно
бедные семьи платят "налог" службой своих детей, тогда как богатые дают своим
чадам образование.
В-четвертых, устранение неопределенностей, связанных с
призывом, позволит молодым людям планировать карьеру, семейную жизнь.
В-пятых, введение контрактной армии освободит учебные
заведения от необходимости учить сотни тысяч молодых людей, для которых учеба —
лишь способ уклонения от воинской службы.
"Пятый пункт" Фридмана (точнее, его аргументации) не может не
задеть за живое. Тяжелое это испытание для преподавателя — сталкиваться с
подобным "вузовским наполнением". Моральное оправдание выставленным тройкам
находится в том, что это все же люди, и отправлять их в организацию,
представляющую собой пыточный конвейер, не совсем гуманно.
Войны без контакта
Здесь доверимся специалисту — доктору военных наук,
генерал-майору в отставке (это очень важно, так как генерал, находящийся на
службе, сказать правду не может) В.И. Слипченко, написавшему книгу о войнах
шестого поколения. Прообраз будущих войн он видит в иракской и югославской
кампаниях.
Итак, войны шестого поколения — это разгром бесконтактным
способом экономического потенциала противника на любом удалении от него.
Массированное применение высокоточного оружия в ближайшие десяток-другой лет
достигнет такого совершенства, что окажется способным из любой точки
парализовать жизнедеятельность государства в любом регионе мира.
Армии с техникой предшествующих поколений (даже с
ракетно-ядерным оружием) окажутся бесполезными в условиях применения грядущих
средств радиоэлектронной борьбы, а живая сила с ее танками, артиллерией и
бронемашинами будет напоминать папуасов, вооруженных копьями и луками и ищущих
возможность сразиться с авиацией. Такой армии просто не удастся вступить в
контакт с противником, уничтожающим издалека ее ключевые инфраструктурные
объекты.
Для такого противника уничтожение танков и артиллерии либо не
является первостепенной задачей, либо даже вообще не входит в число задач, если
не предусматривается оккупация. Последняя может оказаться, скорее всего, и вовсе
не целесообразной. Представьте, что будет делать армия, лишенная связи и
топлива? Ей останется только разойтись по домам и жечь в буржуйках наскоро
заготовленные дрова.
Сегодня главными носителями высокоточного оружия в армии США
становятся компьютеризированные крейсера и подводные лодки нового поколения
(постепенно вытесняя из этой роли авиацию). Вообразить там призывников не
хватит никакой фантазии. Радикально меняется даже профессиональная армия,
оставляя все меньше места для сухопутных войск, которые в перспективе резко
сократятся и превратятся в этаких спецназовцев-"киборгов".
Впрочем, на этом пора остановиться. Статья-то ведь не о
переходе США к армии нового поколения. Вернемся в Россию с ее проектами
реформирования комплектования армии личным составом.
Обвал как облом
Альтернативы существующему проекту реформирования армии
(Федеральной целевой программе — ФЦП — на 2004-2007 гг. по переходу на
комплектование по контракту ряда частей и соединений) разработаны в Институте
экономики переходного периода, возглавляемом Егором Гайдаром. Однако для
начала, естественно, были проанализированы последствия реализации ФЦП.
Получилось вот что.
Известно, что в стране наступает демографический обвал.
Точнее, пока обвал не всеобщий, а обвал молодого поколения, вступающего во
взрослую жизнь. Пик пополнения призывного контингента был достигнут в 2005 г.
По 400 тыс. юношей, годных к службе в вооруженных силах (ВС), достигали в
первом и втором полугодии своего 18-летия. Согласно расчетам "гайдаровцев",
после 2010 г. эта цифра окажется ниже 250 тыс. и далее, вплоть до 2035 г.,
будет находиться где-то между 200 тыс. и 250 тыс.
Этот обвал окажется настоящим обломом для тех, кому "повезло"
родиться в год распада СССР и далее. Предусмотренный в ФЦП темп роста
количества контрактников, а также решение президента РФ сократить срок службы
по призыву несовместимы со стремлением минобороны сохранить нынешнюю
численность ВС. Несовместимы они и с обещанием не трогать студенческие отсрочки
— даже с учетом намеченной отмены ряда других отсрочек. И призывать придется
либо практически всех, либо не всех, но на два года! А что предлагают сами
критики?
Во-первых, сократить армию до "эффективного контингента" —
заменить нынешние 950 тыс. призывников на 585 тыс. контрактников. Ныне не
меньше половины призывников не служат, а "прислуживают" и "обслуживают".
Во-вторых, сохранить призыв только на шесть месяцев с целью
просеивания призывников на предмет отбора будущих "профи". Для этих "профи"
призыв будет школой "молодого бойца", а из "пацифистов", как полагают
"гайдаровцы", выйдет некий "военно-обученный резерв". Последнее, впрочем,
весьма сомнительно, если принять во внимание всё, сказанное выше.
В-третьих, увеличить довольствие контрактников так, чтобы даже
солдат и матрос получали на 10-20% больше средней зарплаты по стране. Плюс
разные преференции (в том числе образовательные), чтобы выгодно было продлевать
контракт.
В-четвертых, по самому радикальному "гайдаровскому варианту",
реформа потребует увеличения расходов на переход к новой системе с 40 млрд.
руб. в 2003 г. до 100 млрд. в год (в ценах 2003 г.). Этот прирост составит
примерно 2,5% бюджетных расходов 2003 г. и, как считают разработчики, будет
меньше, чем ежегодная сумма взяток за "откос".
В США переход к профессиональной армии занял 2 года, во
Франции — 6 лет. В России "процесс пошел" и идет уже более 13 лет (если считать
с момента принятия постановления правительства РФ от 30.11.1992 г. ). Но похоже,
что он идет в никуда.
Андрей Заостровцев
Другие юридические статьи: Компании, оплачивающие сотрудникам полисы добровольного
медицинского страхования (ДМС) , и люди, сами купившие себе страховки, не смогут
экономить на взносах в систему обяз...
Новая редакция закона “Об авторском праве и смежных
правах” вызвала ожесточенные споры: некоторые эксперты IT-рынка опасаются, что
этот документ ставит вне закона распростр...
Члены бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания
Санкт-Петербурга приняли решение рекомендовать Собранию подд...
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству внести изменения
в законодательство в соответствии с требованиями ВТО. "Не дожидаясь
давления со стороны членов ВТО, мы должны...
Эта программа разбита на несколько частей. Ведь стартовые
условия в крупных и малых городах разные. Не везде у строительных компаний
хватает средств ...
|