Тупики и магистрали градостроения
В недавнем послании губернатора Санкт-Петербурга
Валентины Матвиенко Законодательному собранию в числе прочих важных тем остро
прозвучали вопросы градостроительной политики. Будет ли "градостроительная
часть" послания иметь какие-нибудь практические последствия, или же
инвестиционно-строительные процессы продолжат развиваться по старому сценарию?
Над этим вопросом размышляет Вячеслав Заренков, генеральный директор холдинга
"Эталон-ЛенСпецСМУ".
- Губернатор открыто заявила, что осмысленной
градостроительной политики в городе нет. Как строитель-практик могу это
подтвердить. Сколько шуму вокруг так называемой уплотнительной застройки -
митинги протеста, ночные бдения у костров, перекрытые магистрали... Оставим
вопрос, кому и. зачем нужен этот шум, сейчас речь не об этом.
Застройка по принципу лоскутного одеяла сама по себе ущербна:
таким путем ввод жилья до 3 млн. метров в год не довести, а задача
поставлена.
В Петербурге есть свободные территории, где можно и нужно
строить не домики, не кварталы даже, а районы: современные, удобные, со всей
необходимой социально-культурной начинкой. На этих землях еще по предыдущему
генеральному плану планировалась массовая жилая застройка (впрочем, нового у
нас до сих пор нет). Эти территории - основной резерв развития города, очень
ценный резерв, и он пока не задействован. Нет ни инженерной инфраструктуры, ни
головных источников, ни магистральных сетей. То есть невозможно подвести тепло,
электроэнергию, воду. И завтра такой возможности не будет, и послезавтра, к
сожалению, тоже. Потому что важнейший для развития города вопрос взаимодействия
основных участников инвестиционно-строительного процесса, - а это
ведомства-монополисты, отвечающие за системы жизнеобеспечения, и строители, -
был пущен на самотек.
Строители не имеют представления о планах энергетиков, те, в
свою очередь, не учитывают темпов, объемов и территориальной привязки
строительного процесса. То есть вместо взаимодействия - "параллельное
существование". А у городской администрации не доставало воли или мастерства,
чтобы повернуть лицом друг к другу эти наиважнейшие для города отрасли.
Те земли, на которых можно строить, администрация предпочитала
дробить на мелкие участки, отдавая их разным компаниям. Осторожничая, жертвовали
и архитектурной выразительностью застройки, и сбалансированностью социальной
сферы. Те немногие примеры, когда один застройщик формирует целый квартал, как
в наших комплексах "Морской Фасад" или "Морской Каскад", дают совершенно иное
качество жилой среды. Эти комплексы по-настоящему украшают город, и они
достойно смотрелись бы в любой европейской столице.
Еще одна важнейшая проблема - освобождение неэффективно
используемых территорий в центре под новую застройку. Сейчас их занимают
промышленные зоны, воинские части, железнодорожные службы, - их можно и нужно
ликвидировать или перемещать без ущерба для дела. То немногое, что удалось
сделать в этом направлении, целиком заслуга частного бизнеса. Но доступных ему
инструментов не хватает для освобождения территорий с большим количеством
пользователей и разными формами собственности. Здесь должны быть подключены
властные ресурсы, но пока администрация недостаточно двигает этот процесс.
В концепции нового Генплана уделено должное внимание
преобразованию депрессивных территорий в центре в зоны нового строительства или
размещения высокорентабельных производств. Также очень важен акцент на создание
транспортного каркаса Петербурга. В градостроительном плане значение
эффективной транспортной сети огромно. Но Генеральный план сам по себе проблем
не решает. Статистические выкладки и красивые схемы должны наполняться реальным
содержанием или, если хотите, бетоном и металлом. Прежде чем вырастет дом, нужно
прорыть траншею и уложить трубу. Нужно, чтобы процесс шел не только на словах.
В
последние месяцы подвижки, безусловно, наметились. Постепенно распутывается
клубок копившихся годами противоречий между строителями и городскими
монополистами, наметился хоть и трудный, но диалог.
Насколько реальными, масштабными и эффективными будут
последующие действия, покажет ближайшее будущее.
Василий Левкин
Другие юридические статьи:
Отмененные новым Налоговым кодексом налоговые льготы для
предприятий, где работают инвалиды, необходимо вернуть, считает глава Совета
Федерации Серг...
Презентуя вместе с Валентиной Матвиенко новый стадион
для "Зенита", глава "Газпрома" сделал ряд смелых заявлений.
Только настоящий хозяин способе...
Как будут расти пенсии у нынешних и будущих
пенсионеров
- Михаил Юрьевич, если оглянуться назад, то год 2002-й, первый
год, когда вступило в силу ...
СПб. В преддверии вступления городского закона об игорном
бизнесе федеральный центр подготовил сразу несколько вариантов своего видения
правил работы...
За год до старта первых, сугубо партийных выборов в Госдуму
две трети петербуржцев не видят среди нынешних политических партий ту
единственную, кото...
В недавнем послании губернатора Санкт-Петербурга
Валентины Матвиенко Законодательному собранию в числе прочих важных тем остро
прозвучали вопросы градостроительной политики. Будет ли "градостроительная
часть" послания иметь какие-нибудь практические последствия, или же
инвестиционно-строительные процессы продолжат развиваться по старому сценарию?
Над этим вопросом размышляет Вячеслав Заренков, генеральный директор холдинга
"Эталон-ЛенСпецСМУ".
- Губернатор открыто заявила, что осмысленной
градостроительной политики в городе нет. Как строитель-практик могу это
подтвердить. Сколько шуму вокруг так называемой уплотнительной застройки -
митинги протеста, ночные бдения у костров, перекрытые магистрали... Оставим
вопрос, кому и. зачем нужен этот шум, сейчас речь не об этом.
Застройка по принципу лоскутного одеяла сама по себе ущербна:
таким путем ввод жилья до 3 млн. метров в год не довести, а задача
поставлена.
В Петербурге есть свободные территории, где можно и нужно
строить не домики, не кварталы даже, а районы: современные, удобные, со всей
необходимой социально-культурной начинкой. На этих землях еще по предыдущему
генеральному плану планировалась массовая жилая застройка (впрочем, нового у
нас до сих пор нет). Эти территории - основной резерв развития города, очень
ценный резерв, и он пока не задействован. Нет ни инженерной инфраструктуры, ни
головных источников, ни магистральных сетей. То есть невозможно подвести тепло,
электроэнергию, воду. И завтра такой возможности не будет, и послезавтра, к
сожалению, тоже. Потому что важнейший для развития города вопрос взаимодействия
основных участников инвестиционно-строительного процесса, - а это
ведомства-монополисты, отвечающие за системы жизнеобеспечения, и строители, -
был пущен на самотек.
Строители не имеют представления о планах энергетиков, те, в
свою очередь, не учитывают темпов, объемов и территориальной привязки
строительного процесса. То есть вместо взаимодействия - "параллельное
существование". А у городской администрации не доставало воли или мастерства,
чтобы повернуть лицом друг к другу эти наиважнейшие для города отрасли.
Те земли, на которых можно строить, администрация предпочитала
дробить на мелкие участки, отдавая их разным компаниям. Осторожничая, жертвовали
и архитектурной выразительностью застройки, и сбалансированностью социальной
сферы. Те немногие примеры, когда один застройщик формирует целый квартал, как
в наших комплексах "Морской Фасад" или "Морской Каскад", дают совершенно иное
качество жилой среды. Эти комплексы по-настоящему украшают город, и они
достойно смотрелись бы в любой европейской столице.
Еще одна важнейшая проблема - освобождение неэффективно
используемых территорий в центре под новую застройку. Сейчас их занимают
промышленные зоны, воинские части, железнодорожные службы, - их можно и нужно
ликвидировать или перемещать без ущерба для дела. То немногое, что удалось
сделать в этом направлении, целиком заслуга частного бизнеса. Но доступных ему
инструментов не хватает для освобождения территорий с большим количеством
пользователей и разными формами собственности. Здесь должны быть подключены
властные ресурсы, но пока администрация недостаточно двигает этот процесс.
В концепции нового Генплана уделено должное внимание
преобразованию депрессивных территорий в центре в зоны нового строительства или
размещения высокорентабельных производств. Также очень важен акцент на создание
транспортного каркаса Петербурга. В градостроительном плане значение
эффективной транспортной сети огромно. Но Генеральный план сам по себе проблем
не решает. Статистические выкладки и красивые схемы должны наполняться реальным
содержанием или, если хотите, бетоном и металлом. Прежде чем вырастет дом, нужно
прорыть траншею и уложить трубу. Нужно, чтобы процесс шел не только на словах.
В
последние месяцы подвижки, безусловно, наметились. Постепенно распутывается
клубок копившихся годами противоречий между строителями и городскими
монополистами, наметился хоть и трудный, но диалог.
Насколько реальными, масштабными и эффективными будут
последующие действия, покажет ближайшее будущее.
Василий Левкин
Другие юридические статьи:
Отмененные новым Налоговым кодексом налоговые льготы для
предприятий, где работают инвалиды, необходимо вернуть, считает глава Совета
Федерации Серг...
Презентуя вместе с Валентиной Матвиенко новый стадион
для "Зенита", глава "Газпрома" сделал ряд смелых заявлений.
Только настоящий хозяин способе...
Как будут расти пенсии у нынешних и будущих
пенсионеров
- Михаил Юрьевич, если оглянуться назад, то год 2002-й, первый
год, когда вступило в силу ...
СПб. В преддверии вступления городского закона об игорном
бизнесе федеральный центр подготовил сразу несколько вариантов своего видения
правил работы...
За год до старта первых, сугубо партийных выборов в Госдуму
две трети петербуржцев не видят среди нынешних политических партий ту
единственную, кото...
|